Аннотация
Введение. Сезонные биоритмы способны модифицировать токсическое действие ксенобиотиков. В основе одного из механизмов этого явления могут быть естественные колебания в крови андрогенов, влияющих на процессы метаболизма в печени. Изучение эффекторной роли тестостерона в сезонной хронореактивности позволит вскрыть одно из звеньев в патогенезе и корректнее оценить химические риски для здоровья людей, особенно применяющих гормонотерапию.
Цель работы – изучение роли тестостерона в механизмах хронореактивности токсического эффекта тетрахлорметана у теплокровных животных.
Материал и методы. исследования проведены на половозрелых самцах крыс линии Wistar, разделённых на группы негативного контроля, модельную с CCl4-индуцированным токсическим гепатитом и опытную, в которой экспозиция CCl4 осуществлялась после предварительного 7-дневного курса введения тестостерона. Определялись прямой и общий билирубин, холестерин, щелочная фосфатаза, АлАТ и АсАТ, гидроперекиси и малоновый диальдегид по стандартным методикам. Весь эксперимент повторялся дважды: зимой и весной.
Результаты. Степень повреждения структур и функций гепатоцитов от разового введения одной и той же дозировки яда зимой и весной проявлялась по-разному, выявляя модуляторную роль биологических ритмов. На фоне премедикации тестостероном в обоих сериях эксперимента (зима, весна) наблюдалась схожая тенденция: токсическое действие CCl4 усиливалось. Это фиксировалось следующими биохимическими изменениями: билирубин повышался на 55%, холестерин на 19%, щелочная фосфатаза на 12%, АлАТ на 17%, АсАТ на 35%, гидроперекиси на 29%, малоновый диальдегид повышался незначительно (относительно групп с модельным токсическим гепатитом).
Заключение. Одним из эффекторных звеньев в феноменах сезонной хронореактивности выступает мужской половой гормон, регулирующий метаболическую активацию цитохромов в гепатоцитах, осуществляющих биотрансформацию. Раскрытие всего механизма позволит разработать эффективную систему хронопрофилактики и снизить риски токсического отравления у лиц в периоды максимальной хронореактивности.