Аннотация
В Казахстане процесс сдачи выпускных экзаменов в школе и вступительные экзамены в вуз объединён в единое национальное тестирование (ЕНТ). В условиях подготовки и сдачи ЕНТ у отдельных субъектов, предрасположенных к эмоциональным стрессам, эти стрессы могут трансформироваться в патогенный фактор, нарушающий нормальные физиологические функции, что в итоге приведёт к формированию разнообразных психосоматических заболеваний. Работа посвящена математической оценке функционального напряжения организма школьников в процессе подготовки и сдачи ЕНТ. Исследования проводились на базе школы-интерната для одарённых детей «Дарын» г. Караганды до сдачи ЕНТ за 25, 10 и 3 дня и после сдачи ЕНТ. Оценивались сомато-метрические, психофизиологические показатели сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. Статистическая обработка проводилась с помощью пакета Statistica 6.0 и специальных статистических программ. Полученные в результате расчёта парные коэффициенты корреляции использовались для оценки доли влияния входных факторов аргументов на выходные показатели функции (использовались достоверные значения коэффициентов корреляции, при p < 0,05). Было выявлено, что экзаменационный стресс при подготовке и сдаче ЕНТ вызывает высокое психоэмоциональное напряжение организма учащихся. Мальчики более выражено реагируют на эмоциональный стресс, чем девочки, и на степень выраженности реакций оказывают влияние типологические особенности организма. На результативность ЕНТ оказывают существенное влияние как статические (возраст, экология, успеваемость, морфофункциональные показатели, типологические особенности учащихся, личностная тревожность), так и динамические (уровень функционального напряжения во время подготовки сердечно-сосудистой и центральной нервной систем и психоэмоциональной активности) показатели.