Аннотация
Представлены результаты исследования, которые свидетельствуют, что формирование здоровья ребенка является основным фактором, определяющим успешность деятельности образовательного учреждения. Концептуальная модель содержания статьи подчеркивает, что педагогический процесс влияет на психоэмоциональное состояние, являющееся своеобразным регулятором психосоматических особенностей детей, в конечном итоге определяющим их здоровье. Успешность решения биосоциальных задач в виде освоения программного материала зависит от эффективности предупреждения феномена дезадаптации («нездоровья») школьника. Проанализированы 5 современных педагогических технологий в динамике наблюдения за некоторыми психосоматическими показателями здоровья. Для целостной оценки получаемых результатов использован метод интегральных показателей (индексов). Результаты сопоставлялись с контролем в параллельных классах с традиционно осуществляемым обучением. С помощью лучших показателей определялось состояние соматического здоровья детей, которые в силу специфики преподавания находились на скоррегированных условиях повышенной двигательной активности: режим динамических поз и коллективный способ обучения. Положительно сказывалось влияние на психосоматические показатели педагогических технологий, ориентированных на эффект разнообразия продуктивной деятельности и с учётом индивидуальных особенностей к познанию и социализации. Используемый способ оценки мониторинга с помощью индексов позволяет целенаправленно оптимизировать образовательную деятельность с выбором оптимальной для каждого учреждения технологии обучения и сохранения потенциальных резервов здоровья детей.