Аннотация
Результаты аналитической разработки данных официальной статистической отчетности о заболеваемости по обращаемости детей и подростков Москвы за период 2005-2013 гг. показали сохранение устойчивых негативных трендов роста общей заболеваемости, заболеваемости болезнями органов дыхания, а также школьно-обусловленными болезнями, в т.ч. костно-мышечной системы, миопией и др. По данным лонгитудинального наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием московских школьников с 1 по 11 класс (2005-2015), показан рост распространенности функциональных отклонений и хронических болезней в процессе школьного онтогенеза. Ведущими нарушениями здоровья у школьников с тенденцией к увеличению распространенности являются функциональные нарушения костно-мышечной системы, системы кровообращения, органа зрения, нервно-психические расстройства, а также хронические болезни костно-мышечной системы и органов пищеварения. Во всех возрастно-половых группах школьников наблюдается достоверное увеличение длины и массы тела, окружности грудной клетки, ускорение биологического созревания по сравнению со сверстниками предыдущих десятилетий. Показатели мышечной силы правой руки у современных школьников уменьшились по сравнению с наблюдениями 1960-х и 1980-х годов. Необходимым условием сохранения здоровья детей и подростков является обеспечение безопасных и оптимальных условий воспитания, обучения и жизнедеятельности. Оценка эффективности санитарно-эпидемиологического надзора за условиями обучения детей и подростков показала недостаточную информативность существующей оценки санитарного состояния образовательных организаций по группам санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ). Доказано, что учреждения со сниженным уровнем СЭБ (2 группы) несут достоверно более высокий риск формирования заболеваний, в том числе школьно-обусловленных. Разработана современная классификация оценки условий и режимов обучения детей в школе, характеризующая степень риска здоровью обучающихся условий обучения (оптимальные, допустимые, потенциально опасные и опасные), а также разработаны и утверждены новые нормативно-методические документы по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся в общеобразовательных школах.