Аннотация
Введение. Окончание 2019 г. ознаменовалось распространением по всему миру новой потенциально тяжёлой острой респираторной инфекции, вызываемой коронавирусом, ‒ SARS-CoV-2 (2019-nCoV). Ввиду её агрессивного распространения Всемирная организация здравоохранения объявила о наличии пандемии, вследствие чего люди были вынуждены экстренно изменить привычный образ жизни.
Целью настоящей работы было исследование влияния двухмесячного режима вынужденной самоизоляции на функциональное состояние и умственную работоспособность студентов и преподавателей гуманитарного вуза.
Материалы и методы. Исследование выполнено на базе педагогического вуза с участием пожилых преподавателей и студентов второго курса бакалавриата. На первом этапе исследования были сформированы три группы испытуемых: группа 1 ‒ преподаватели (возраст 55‒70 лет), группа 2 ‒ студенты второго курса бакалавриата (19‒20 лет), группа 3 ‒ сотрудники администрации вуза (20‒25 лет). Все испытуемые прошли первоначальное обследование с использованием методик САН, Спилбергера ‒ Ханина, «чёрно-красная таблица», «кольца Ландольта», «компасы», «проба Штанге», «треморометрия», «индекс Старра». На втором этапе испытуемые групп 1 и 2 выполняли функциональные обязанности, находясь в режиме вынужденной самоизоляции. Лица группы 3 продолжали работать в привычном для них режиме. На заключительном этапе эксперимента все испытуемые прошли повторное обследование в первоначальном объёме, после чего обследование повторили через один, два и три месяца. Полученные данные были обработаны в соответствии с ГОСТ Р 8.736‒2011. Для каждой выборки показателей рассчитывались числовые характеристики распределения. Оценку значимости различий между сравниваемыми выборками осуществляли с использованием параметрического t-критерия Стьюдента.
Результаты. Установлено, что двухмесячный режим вынужденной самоизоляции ухудшает показатели функционального состояния и работоспособности всех участников образовательного процесса, при этом более выраженные изменения отмечаются у лиц пожилого возраста. После отмены режима вынужденной самоизоляции психофизиологические показатели испытуемых возвращаются к исходным значениям, при этом восстановление показателей происходит быстрее у испытуемых группы 2 (студенты).
Ограничения исследования. Были обследованы 36 человек из числа преподавателей, студентов и административных работников педагогического вуза. Деятельность и обследование испытуемых экспериментальных групп проходили дистанционно в домашних условиях. Возрастные ограничения группы студентов (19‒20 лет, второй курс) продиктованы тем, что второкурсники адаптированы к новым условиям деятельности в вузе и не тратили на это свои психофизиологические резервы. Возрастные ограничения группы преподавателей (55‒70 лет) продиктованы тем, что именно эта возрастная категория сегодня наиболее широко представлена в гуманитарных вузах страны. Выбор методик был обусловлен широкой практикой их применения и подробным описанием в соответствующих руководствах, отсутствием какого-либо негативного воздействия на испытуемых.
Заключение. Двухмесячный режим вынужденной самоизоляции негативно влияет на показатели функционального состояния и умственной работоспособности как студентов второго курса бакалавриата, так и пожилых преподавателей гуманитарного вуза. Более выраженное ухудшение психофизиологических показателей отмечено у пожилых преподавателей. После отмены режима вынужденной самоизоляции показатели функционального состояния и работоспособности постепенно возвращались к исходным значениям, при этом более быстрая и выраженная динамика наблюдалась студентов второго курса бакалавриата.