Словообразовательная компрессия как активный процесс в русском языке коронавирусной эпохи

Обложка

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена описанию словообразовательной компрессии, являющейся яркой отличительной чертой языка коронавирусной эпохи. Основанная на действии закона экономии речевых усилий, компрессия приводит не столько к появлению информативно емких новообразований, сколько к рождению эмоционально окрашенных, оценочных, зачастую шуточных неологизмов. На примере лексики ковидной тематики автором рассматриваются такие виды словообразовательной компрессии, как междусловное наложение, контаминация, универбация, аббревиация. Выбор данного лексического пласта объясняется тем, что пандемия коронавируса, охватившая весь мир в период с 2020 по 2022 гг. и ставшая переломным моментом в жизни общества, привела к рождению большого количества новых слов, значительная часть которых представляет собой результат словообразовательной компрессии. Среди разных видов словообразовательной компрессии наиболее продуктивными в словопроизводстве ковидных неологизмов выступили контаминация (ковикулы, карантини, инфодемия) и междусловное наложение (ковидео, пандемитинг), менее продуктивной является универбация (удаленка, дистант). Усечение и аббревиация, выступающие в качестве активных способов словообразования в современном русском языке, напротив, оказались непродуктивны в словопроизводстве ковид-неологизмов. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что новообразования эпохи пандемии коронавируса лишь частично отражают общие тенденции, происходящие в русском языке.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Анастасия Викторовна Завадская

Оренбургский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.v.zavadskaya@gmail.com
Россия, Оренбург

Список литературы

  1. Барт М. В. Компрессивное словообразование в современном русском компьютерном жаргоне // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2009. № 2 (4). C. 55–60.
  2. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2003. 304 с.
  3. Громенко Е. С. Новые сложные слова с компонентами корона- и ковид- в русском языке (словообразовательный и нормативный аспекты) // Русская речь. 2021. № 5. С. 40–54.
  4. Дозорова Д. В. Словообразовательные модели универбатов в современном русском языке // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. № 2 (2). С. 392–396.
  5. Ефанова Л. Г. Контаминация. Часть 2. Основные разновидности контаминации // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 1 (39). С. 5–14.
  6. Замальдинов В. Е. Новообразования как отражение современной эпидемической обстановки в мире // Русский язык в школе. 2020. Т. 81. № 5. С. 55–60.
  7. Замальдинов В. Е., Хоригути Д. «Коронавирусные» новообразования в языке СМИ и интернет-коммуникации // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. 2021. Т. 20. № 5. С. 141–152.
  8. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. М.: Наука, 1992. 224 с.
  9. Земская Е. А., Китайгородская М. В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М.: Наука, 1981. 276 с.
  10. Зимина Л. О. Компрессивное словообразование в рекламе // Вестник Челябинского государственного университета. 2007. № 22. С. 50–53.
  11. Казимова Э. А. Компрессивные способы словообразования в современном словотворчестве // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2021. Том 36. Вып. 4. С. 95–99.
  12. Конопкина Е. С., Лунина Т. П. Усечение как способ компрессивного словообразования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 2 (31). С. 107–111.
  13. Лазарева Ю. А. Усечение в современной речи: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2004. 16 с.
  14. Лановая Т. В. Активные словообразовательные модели русского языка на материале «короналексики» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2021. № 3. С. 51–63.
  15. Минеева З. И. Препод и чел: новые усечения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2019. № 5. С. 221–229.
  16. Митурска-Бояновска Й. «Пандемийные» контаминанты // Русский язык коронавирусной эпохи: коллективная монография. СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 2021. С. 406–418.
  17. Осипова Л. И. Активные процессы в современном русском словообразовании (суффиксальная универбация, усечение): дис. ... докт. филол. наук. М., 1999. 506 с.
  18. Приемышева М. Н. Ковидный лексикон русского языка: тенденция и динамика лексико-семантической системы в период пандемии коронавирусной инфекции covid-19 // Русский язык коронавирусной эпохи: коллективная монография. СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 2021. С. 16–51.
  19. Приемышева М. Н. (ред.). Словарь русского языка коронавирусной эпохи. Сост. Е. С. Громенко, А. Ю. Кожевников, Н. В. Козловская, Н. А. Козулина, С. Д. Левина, В. М. Мокиенко, А. С. Павлова, М. Н. Приемышева, Ю. С. Ридецкая. СПб.: Институт лингвистических исследований РАН, 2021. 550 с.
  20. Рацибурская Л. В. Словообразовательная креативность в освоении социально значимых слов // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2022. № 2. С. 200–211.
  21. Рацибурская Л. В. (ред.). Русский язык в интернет-коммуникации: лингвокогнитивный и прагматический аспекты: коллективная монография. М.: Флинта, 2021. 328 с.
  22. Тумакова Е. В. Компрессивные способы современного словообразования // Актуальные проблемы современного словообразования. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. С. 323–328.
  23. Улуханов И. С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. М.: Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 1996. 221 с.
  24. Умерова М. В. Языковая компрессия: виды и уровни реализации // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 17. С. 260–269.
  25. Шокина А. Б. Языковая компрессия в рекламном тексте // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2009. № 2. С. 189–195.

© Российская академия наук, 2024