Квалификационные требования к должностям муниципальной службы: концептуальные вопросы формирования

Обложка
  • Авторы: Пресняков М.В.1,2, Чаннов С.Е.3,2
  • Учреждения:
    1. Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
    2. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
    3. Саратовская государственная юридическая академия
  • Выпуск: № 10 (2025)
  • Страницы: 98-107
  • Раздел: Местное самоуправление
  • URL: https://freezetech.ru/1026-9452/article/view/693384
  • DOI: https://doi.org/10.31857/S1026945225100083
  • ID: 693384

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

В связи с конституционным признанием местного самоуправления в качестве одной из составляющих единой системы публичной власти в Российской Федерации назрела проблема пересмотра уровней и разграничения полномочий между федерацией и ее субъектами в сфере регулирования муниципальной службы. Особенно остро эта проблема стоит в области формирования квалификационных требований к должностям муниципальной службы. Этот вопрос напрямую затрагивает конституционный принцип равного доступа к муниципальной службе, а также принцип единства правового статуса граждан на всей территории Российской Федерации. По мнению авторов, чрезмерно широкие полномочия, предоставленные в данном вопросе субъектам Российской Федерации, не соответствуют ни указанным принципам, ни публичному характеру муниципальной службы. В статье обосновывается необходимость федерализации основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы, прежде всего, к необходимому для замещения должности образованию и стажу. При этом авторы отмечают проблему, связанную с наличием квалифицированных кадров в различных муниципальных образованиях, вплоть до ощутимого «кадрового голода» в некоторых из них. Указанная проблема должна решаться на основе дифференциация квалификационных требований по уровню образования и по стажу для замещения должностей муниципальной службы может основываться на сочетании трех критериев: вида муниципального образования (при сохранении двухуровневого деления муниципалитетов); численности населения, а также плотности населения обслуживаемых территорий (последний критерий может применяться не только для муниципального образования в целом, но и для входящих в их состав территориальных единиц). При этом такая дифференциация должна быть заложена на федеральном уровне.

Об авторах

М. В. Пресняков

Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Email: presnyakov@yandex.ru
г. Саратов; г. Москва

С. Е. Чаннов

Саратовская государственная юридическая академия; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: presnyakov@yandex.ru
г. Саратов; г. Москва

Список литературы

  1. Башуров В. Б., Косицин И. А. Квалификационные требования для замещения должности государственной гражданской службы Российской Федерации // Вестник Омской юрид. академии. 2017. № 2. С. 82–86.
  2. Еремян В. В. Взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы как двух видов публичной службы и профессиональной деятельности (к постановке проблемы) // Право и политика. 2006. № 5.
  3. Карев Д. А. Принципы организации и функционирования муниципальной службы в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Пенза, 2020. С. 115.
  4. Козбаненко В. А. Правовое обеспечение статуса государственных и муниципальных служащих: общее и особенное // Государство и право. 2003. № 1. С. 23.
  5. Пресняков М. В. Право равного доступа к муниципальной службе: проблема ограничительного регулирования // Местное самоуправление в системе публичной власти: сб. науч. тр. Саратов, 21 января 2015 года. Саратов, 2015. С. 5–7.
  6. Старилов Ю. Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал росс. права. 2004. № 9.
  7. Чаннов С. Е. Правовое регулирование установления квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы // Современное общество и право. 2011. № 2 (3). С. 50.
  8. Чаннов С. Е. Публичная власть – публичная служба – служебное право // Публичная власть в современной России: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. памяти д-ра юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РСФСР Василия Михайловича Манохина (VII Саратовские административно-правовые чтения) (8 июня 2021 г., Саратов) / под общ. ред. А. Ю. Соколова. Саратов, 2021. С. 128–131.
  9. Lipchanskaya M. et al. Legal Regulation of the Digital Transformation of Local Self-Government in the BRICS Countries // BRICS Law Journal. 2024. Vol. 11. No. 2. P. 113.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025