Введение. Интенсификация образовательного процесса предъявляет повышенные требования к здоровью и физической подготовке учащихся. В условиях мегаполиса многие факторы окружающей среды могут оказывать негативное влияние на рост и развитие детей.
Цель исследования – определить вариативность физического развития, биологического созревания и физической подготовки воспитанников детских образовательных организаций в мегаполисе.
Материалы и методы. В условиях детских образовательных организаций обследовали 3027 детей (1498 девочек и 1529 мальчиков) в возрасте от шести до семи лет. Родители (законные представители) подписали добровольное информированное согласие на участие детей в исследовании. Были проведены соматометрия (измерение роста и массы тела), оценка уровня и гармоничности физического развития; определение соответствия биологического созревания паспортному возрасту ребёнка. Всем детям были предложены для выполнения тестовые задания I ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Результаты. Выявлена высокая частота дисгармоничных вариантов физического развития, особенно ожирения (11,5% девочек и 14,4% мальчиков; р = 0,02). У 15,2% детей отмечалось отставание, а у 13% – опережение биологического возраста. Суммарно группа относительного риска по неблагоприятному течению школьной адаптации больше среди девочек, чем среди мальчиков (31,7 и 28,2% соответственно; р = 0,0000). Из компонентов физической подготовленности у дошкольников лучше всего развиты скоростные качества (бег на дистанцию 30 м), хорошо – скоростно-силовые (прыжок в длину с места); недостаточно – координационные тесты (челночный бег, бросание мячика в цель). Мальчики чаще девочек не укладывались в нормативы при выполнении всех заданий (р = 0,0017 ÷ р = 0,0000).
Ограничения исследования связаны со значительной продолжительностью обследования детей в детских образовательных организациях, расположенных в различных районах Санкт-Петербурга.
Заключение. При оценке «школьной зрелости» детей необходимо учитывать не только индивидуальные особенности роста, развития, состояния здоровья, но и уровень физической подготовленности.
Соблюдение этических стандартов. Законные представители дошкольников дали информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании.
Участие авторов:
Макоева Ф.К. – сбор, обработка и анализ материала, ответственность за целостность всех частей статьи;
Грицинская В.Л. – концепция и дизайн исследования, редактирование текста, утверждение окончательного варианта статьи;
Туаева И.Ш. – организация исследований, участие в интерпретации результатов, подготовка текста;
Козырева Ф.У. – сбор данных литературы, участие в статистической обработке материала.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Поступила: 07.05.2024 / Поступила после доработки: 17.07.2024 / Принята к печати: 03.12.2024 / Опубликована: 07.03.2025