Перспективные технологии XXI века: жидкий азот как экологически чистый хладагент
- Авторы: Кириллов Н.Г.1,2
-
Учреждения:
- КА им. А.Ф. Можайского
- ООО «ИИЦ «Стирлинг-технологий»
- Выпуск: Том 93, № 1 (2004)
- Страницы: 16-19
- Раздел: Статьи
- URL: https://freezetech.ru/0023-124X/article/view/100642
- DOI: https://doi.org/10.17816/RF100642
- ID: 100642
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В последнее время в связи с ужесточением экологических требований к современной холодильной технике все более актуальной становится проблема поиска и создания экологически безопасных способов получения холода. Одним из перспективных направлений в этой области являются низкотемпературные технологии на основе жидкого азота.
Ключевые слова
Полный текст
Замкнутые системы азотного охлаждения
В настоящее время в России созданы и эксплуатируются безма- шинные проточные (расходные) системы азотного охлаждения. По сравнению с традиционной холодильной техникой они отличаются высокой надежностью в эксплуатации и скоростью замораживания, обеспечивающей практически полное сохранение качества и внешнего вида охлаждаемого продукта.
Однако проточные системы азотного охлаждения имеют ряд недостатков, препятствующих их широкому применению:
• относительно невысокая рентабельность из-за высокой стоимость жидкого азота;
• однократное использование ценного криоагента - азота с последующим выбросом его в атмосферу и т.д.
Область применения проточных систем азотного охлаждения ограничивается в основном переработкой и хранением продуктов питания.
Практика показывает, что при существующем уровне цен на жидкий азот системы азотного охлаждения расходного типа целесообразно применять, только если потенциальный потребитель расположен в непосредственной близости от производителя дешевого жидкого азота и при этом имеется достаточно транспортных средств с криогенными емкостями. По мнению многих специалистов, проточные системы азотного охлаждения могут составить конкуренцию традиционным решениям только в случае снижения цены жидкого азота в 2 раза [1].
Характеристики низкотемпературных машин Стирлинга, применяемых для замкнутых систем сезонного охлаждения
Модель КГМ | Тип привода | Холодопроизводительность, кВт | Мощность электродвигателя, кВт | Масса машины, кг | Фирма- изготовитель |
PLA-107 (1) | Кривошипно- шатунный механизм (КШМ) | 0,87 | 11 | 250 | Philips |
PLA-433 (4) | 3,5 | 40 | 1000 | ||
PPG-2500 | 25 | 120 | 5500 | ||
SGL-1 (1) | То же | 0,7 | 11 | 250 | Stirling Cryogenics |
SGL-4 (4) | 3,0 | 34 | 1000 | ||
Werkspoor (1) | Ромбический привод | 9,2 | НО | 1600 | Werkspoor |
Werkspoor (2) | То же | 18,4 |
|
| |
Werkspoor (3) | КШМ | 36 | 240 | 6000 | |
Модель В (4) | КШМ | 3,4 | 34 |
| North | American 1 Philips 1 |
Модель С (1) | 11,6 | 87 |
| ||
Модель D | 46,9 | 352 | 7000 | ||
ЗИФ-1000 | КШМ | 1,0 | 17 | 500 | М3 "Арсенал! |
ЗИФ-2002 | 2,0 | 30 | 500 | ||
КГМ-9000/80 | Ромбический привод | 9,6 | НО | 1500 | НПО I "Гелий-1 маш |
К ГМ-1500/80 | 1,5 | 38 | 840 | ||
КГМ-15 | 6,0 | 70 | 3600 |
Однако проблема значительного удешевления и быстрого внедрения технологий с применением жидкого азота на территории Российской Федерации может быть решена путем применения замкнутых систем азотного охлаждения. Такие системы, разработанные специалистами ООО «Инновационно-исследовательский центр «Стирлинг-технологий» ВКА им. А.Ф. Можайского, включают процессы охлаждения объекта, регенерации и хранения жидкого азота. Это позволяет использовать холодильный потенциал жидкого азота при полном исключении безвозвратных потерь самого криоагента [3].
В замкнутых системах азотного охлаждения применены криогенные газовые машины (КГМ) Стирлинга (для переконденсации паров жидкого азота и исключения его безвозвратной потери). При использовании этих систем отпадает (или значительно сокращается) необходимость в постоянном приобретении и транспортировке большого количества жидкого азота, обеспечивается постоянное криогенное охлаждение при резком снижении потребления жидкого азота.
В настоящее время в России и за рубежом серийно выпускается достаточно много различных модификаций низкотемпературных высокоэффективных машин Стирлинга, работающих на температурном уровне жидкого азота, т. е. 77 К (-196 °C).
Основные технические характеристики зарубежных и отечественных низкотемпературных машин Стирлинга, которые могут быть использованы при создании замкнутых систем азотного охлаждения, представлены в таблице [2, 4, 6].
Уже создан необходимый научно-технический и патентный задел для создания замкнутых систем азотного охлаждения в кратчайшие сроки.
В отличие от применяемых до настоящего времени расходных систем с жидким азотом замкнутые системы азотного охлаждения с КГМ Стирлинга для термостатирования объектов имеют следующие преимущества:
• автономность (нет необходимости постоянной дозаправки системы жидким азотом, возможна эксплуатация без обслуживающего персонала);
• большая продолжительность работы, гарантируемая высоким ресурсом современных КГМ Стирлинга;
• малые масса и габариты (небольшой исходный объем жидкого азота при продолжительном сроке эксплуатации) и т.д.
Области применения замкнутых систем азотного охлаждения
Термостатирование объектов.
На рис. 1 представлена принципиальная схема автономной замкнутой системы азотного охлаждения для термостатирования объектов с одновременной выработкой электроэнергии (патент № 2159910).
Система работает следующим образом. Жидкий азот из емкости 1 подается погружным центробежным насосом 2 в воздухоохлаждающую панель 4, расположенную в теплоизолированном охлаждаемом объеме 3, охлаждает его до нужной температуры, при этом сам переходит в газообразное состояние. Затем азот расширяется, производя полезную работу, в расширительных турбинах 5 и 8 высокого и низкого давлений с промежуточным подогревом в теплообменнике 7.
Из расширительной емкости 10 азот засасывается в конденсатор 12 криогенной холодильной машины (КХМ) Стирлинга 11, где конденсируется, переходя в жидкую фазу, и сливается самотеком в сосуд Дьюара 14, из которого насосом высокого давления 15 снова подается в емкость 1. Нагретая рабочим телом КХМ охлаждающая жидкость из холодильника 13 подается для охлаждения в теплообменник 18 (теплообмен с окружающей средой) и далее в теплообменник 7 (охлаждение азотом). Привод холодильной машины Стирлинга 11 может осуществляться от электродвигателя, специального теплового двигателя или двигателя транспортного средства.
Рис. 1. Автономная замкнутая система азотного охлаждения для термостатирования объектов с одновременной выработкой электроэнергии: азотный контур: 1 — емкость с жидким азотом; 2 — погружной центробежный насос; 3 — теплоизолированный охлаждаемый объем; 4 — воздухоохлаждающая панель; 5 — расширительная турбина высокого давления; 6 — электрогенератор на одном валу с турбиной; 7 — теплообменник подогрева азота; 8 — расширительная турбина низкого давления; 9 — электрогенератор; 10 — расширительная емкость; 11 — криогенная холодильная машина Стирлинга; 12 —конденсатор КХМ; 13 — холодильник КХМ; 14 — сосуд Дьюара; 15 — насос высокого давления; 16 — обратный клапан. Контур охлаждения криогенной машины: 17 — насос; 18 — теплообменник; 19 — трубопроводы
Хранение нефтепродуктов. Одна из специфических особенностей хранения нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива и др.) - испаряемость легких фракций углеводородов (ЛФУ), что является основной причиной технологических потерь ценного сырья, вредных выбросов в окружающую атмосферу и ухудшения качества моторного топлива. Так, за одно наполнение вертикального резервуара вместимостью 5000 м3 теряется в среднем 4 т бензина, так как каждый кубический метр паровоздушной смеси в таком резервуаре содержит летом около 0,56 кг бензиновых паров, а зимой - до 0,35 кг. В зависимости от условий (температуры окружающей среды, объема газового пространства в резервуаре и т.д.) концентрация бензина в паровоздушной смеси может повыситься до 1,2 кг в 1 м3.
Исключение потерь нефтепродуктов возможно при применении замкнутой системы азотного охлаждения на основе криогенной машины Стирлинга в установке для улавливания легких фракций углеводородов с барботажем ЛФУ, подробное описание работы и принципиальная схема которой даны в [5].
Хранение криогенных жидкостей. Одним из наиболее перспективных путей борьбы с потерями криогенных жидкостей (жидкого кислорода, сжиженного природного газа, жидкого водорода и т.д.) при их длительном хранении является применение систем долговременного (бездренажного) хранения.
На рис. 2 представлена принципиальная схема установки для долговременного хранения криогенных жидкостей на основе азотного экрана с использованием системы азотного охлаждения замкнутого типа (патент РФ № 2150057).
В состав установки входит криогенная машина Стирлинга 1 с рабочим телом - гелием, замкнутый контур азота, соединяющий теплоизолированный сосуд 2 с жидким азотом с конденсатором 10 КГМ Стирлинга. Внутри сосуда с жидким азотом 2 расположен теплоизолированный сосуд с сохраняемой криогенной жидкостью 3, защищенной от внешних теплопри- токов жидким азотом.
За счет внешних теплопритоков в верхней части сосуда 2 образуются пары азота. При достижении определенного давления срабатывает предохранительный клапан 8, что служит сигналом для включения КГМ Стирлинга. В результате этого по линии 6 газообразный азот высокого давления через заборное устройство 7 и предохранительный клапан 8 проходит в дроссельный клапан 9, предварительно охлаждается, а затем поступает в конденсатор 10 КГМ Стирлинга. Переход паров азота в жидкую фазу в конденсаторе 10 КГМ создает необходимый перепад давлений в линии 6. Сжиженный азот по линии 4 через обратный клапан 5 сливается в теплоизолированную емкость 2.
Рис. 2. Установка долговременного хранения криогенных жидкостей на основе азотного экрана:1 — криогенная машина Стирлинга; 2 — сосуд с жидким азотом; 3 — криогенная жидкость; 4 — линия жидкого азота; 5 — обратный клапан; 6 — линия газообразного азота; 7 — заборное устройство; 8 — предохранительный клапан; 9 — дроссельный клапан; 10— конденсатор криогенной машины Стирлинга
Рис. 3. Криогенный комплекс по производству высококачественного цемента:1 — криогенная машина Стирлинга (КГМ); 2 — конденсатор КГМ; 3 — емкость для хранения жидкого азота; 4 — линия слива жидкого азота; 5 — линия подачи жидкого азота; 6 — насос высокого давления; 7 — помольный криостат; 8 — приводной ролик криогенной мельницы; 9 — электродвигатель; 10 — линия подачи выпара жидкого азота из криостата; 11 — механический фильтр; 12 — дроссельный вентиль; 13 — патрубок для периодического соединения криостата с линией подачи жидкого азота; 14 — патрубок для периодического соединения криостата с линией подачи выпаражидкого азота; 15 — отверстие со съемной крышкой; 16, 17— запорные вентили
Строительное дело. Жидкий азот давно применялся в строительном деле в основном для замораживания грунтов при подземной проходке туннелей. Разработанные специалистами ООО «ИИЦ «Стирлинг-технологий» ВКА им. А.Ф. Можайского замкнутые системы азотного охлаждения позволяют значительно расширить область применения жидкого азота в строительстве. Так, совместно со специалистами «ЛенСпецСМУ» была разработана технология криопомола для производства высокомарочных и быстротвердеющих марок цементов (патенты РФ № 2184614, 2191632). Криоизмельчение в среде жидкого азота является новым технологическим приемом получения высокомарочных и быстротвердеющих цементов на основе рядовых клинкеров.
Схема криогенного комплекса по производству высококачественного цемента на основе криопомола (патент РФ № 2191632) представлена на рис. 3.
Из емкости 3 с помощью насоса 6 по линии подачи жидкого азота 5 через патрубок 13 и запорный клапан 16 жидкий азот поступает в помольный криостат 7, куда предварительно через отверстие 75 загружаются измельчающиеся материалы и шихта. По окончании заправки криостата 7 жидким азотом клапан 16 закрывается и линия 5 отсоединяется от криостата. Электродвигатель 9 через приводной ролик 8 вращает криостат 7 в течение времени, необходимого для получения высококачественного цемента. При этом жидкий азот испаряется. После остановки криостата к нему через патрубок 14 с закрытым запорным клапаном 17 подсоединяется линия выпара 10. Клапан 17 открывается, и выпар жидкого азота через механический фильтр 77 и дроссельный вентиль 72 поступает по линии 10 в конденсатор 2 криогенной машины Стирлинга 7. Значительная часть выпара жидкого азота сжижается и самотеком сливается в емкость 3. Запорный клапан 77 закрывается, и линия 10 отсоединяется от криостата. Полученный цемент выгружается из криостата 7 через отверстие 75, после чего в криостат загружается новый исходный материал, к патрубку 13 подсоединяется линия 5, открывается клапан 16 и рабочий цикл повторяется.
Использование высокоэффективных криогенных машин Стирлинга и созданных на их основе замкнутых систем азотного охлаждения позволит уже в ближайшем будущем значительно расширить область применения жидкого азота в различных отраслях народного хозяйства: промышленности, медицине, холодильной технике, строительстве и т.д. Открытие в Российской Федерации больших запасов (до 340 млрд м3) подземных высокоазотных газов также будет способствовать внедрению технологий на основе жидкого азота.
Об авторах
Н. Г. Кириллов
КА им. А.Ф. Можайского; ООО «ИИЦ «Стирлинг-технологий»
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Канд. техн, наук
РоссияСписок литературы
- Азот - для замораживания, хранения и транспортировки пищевых продуктов//Холодильная техника. 1998. № 9.
- Архаров А.М. Низкотемпературные газовые машины. - М.: Машиностроение, 1969. - 223 с.
- Кириллов Н.Г. Перспективы развития судовой энергетики на основе машин Стирлинга// Морской флот. 2002. № 2.
- Кириллов Н.Г. Машины Стирлинга для высокоэффективных и экологически чистых систем автономного энергоснабжения//Хими- ческое и нефтегазовое машиностроение. 2000. № 12.
- Кириллов Н.Г. Холод и системы бездренажного хранения нефтепродуктов// Холодильная техника. 2003. № 10.
- Новотельное В.Н., Суслов- А.Д., Полтараус В.Б. Криогенные машины. - СПб.: Политехника. 1991.
Дополнительные файлы
