Экспериментальные исследования теплообменных батарей с волнистым и жалюзийным оребрением
- Авторы: Лоцца Д.1, Мерло У.2
-
Учреждения:
- Миланский политехнический университет
- исследовательская лаборатория LU-VE Contardo
- Выпуск: Том 93, № 3 (2004)
- Страницы: 20-22
- Раздел: Статьи
- URL: https://freezetech.ru/0023-124X/article/view/101141
- DOI: https://doi.org/10.17816/RF101141
- ID: 101141
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Использование улучшенного профиля оребрения в теплообменных батареях способствует созданию высокоэффективных теплообменных аппаратов, широко применяемых в системах кондиционирования воздуха и холодильной технике.
Ключевые слова
Полный текст
Использование улучшенного профиля оребрения в теплообменных батареях способствует созданию высокоэффективных теплообменных аппаратов, широко применяемых в системах кондиционирования воздуха и холодильной технике.
Компания LU-VE Contardo, один из крупнейших европейских производителей теплообменников для холодильной техники, провела ряд серьезных исследовательских работ по “специальным” типам оребрения с целью получения наилучших характеристик теплообмена. Особое внимание было уделено оребрению типа жалюзи, используемому в производстве с начала 90-х годов. В этой статье приведены результаты, достигнутые в ходе многолетних экспериментальных исследований типов оребрения, применяемых в конденсаторах и охладителях жидкости, с уменьшенным шагом оребрения (около 2 мм).
Применение фасонного оребрения позволяет значительно увеличить эффективность теплообменного оборудования без заметного увеличения стоимости производства (основные затраты, которые приходятся на изготовление специальных штампов, при серийном производстве окупаются за короткое время). С другой стороны, увеличение эффективности теплообмена в этом случае достигается ценой увеличения потери напора, как это показано в работах [1-8]. При заданной геометрии теплообменника и существующей зависимости давление-расход вентилятора высокие потери напора приводят к уменьшению расхода воздуха и соответственно его скорости, а также рабочей разности температур. Чтобы найти оптимальную конфигурацию теплообменного аппарата, необходимо выбрать наилучшее сочетание коэффициента теплопередачи и потери напора. Такой подбор достаточно сложен как из-за многочисленности комбинаций различных типов батарей, так и из-за необходимости проведения большого числа экспериментов (вместо теоретических расчетов с использованием математического моделирования).
Pис. 1. Схема аэродинамической установки:1 — входной воздуховод; 2 — изолированные стенки; 3 - точки измерения температуры воздуха (20 точек); 4 — исследуемая батарея; 5, 6 — вход- выход горячей воды; 7 — расходомер воды; 8 — сопла для измерения расхода воздуха; 9 - подвижные заслонки; 10 — вентилятор
Настоящая работа посвящена решению данной задачи на основе накопленного экспериментального опыта. При этом критерием оценки конденсаторов с различными типами оребрения служит их реальная эффективность, в то время как обычно поведение оребрения в реальных рабочих условиях не принимают во внимание в полном объеме.
Экспериментальная установка.
Исследования проводили на специальной аэродинамической установке, схематично показанной на рис.1. Воздух подавали вентилятором с переменной час
тотой вращения. Вентилятор установлен в воздуховоде квадратного сечения (500x500 мм), в котором помещена исследуемая батарея. В батарею подавали воду с температурой примерно 60 °C. Конструкция батареи с двумя рядами труб и двумя параллельными подводами воды позволяет размещать ее в воздуховоде таким образом, чтобы получился теплообменный аппарат с перекрестным несмешанным потоком.
Температуру воздуха измеряли в 20 точках до и 20 точках после батареи по сечению воздуховода. Расход воздуха определяли с помощью калиброванных сопел, расход и температуру воды - соответственно магнитным расходомером и калиброванными термопарами.
В испытаниях количество переданной теплоты измеряли как со стороны воздуха, так и со стороны воды. Разность двух значений обычно была менее 1% (в противном случае опыт повторяли). Система автоматически регистрировала тепловой баланс процесса.
Замеряя производительность при разной скорости воздуха, рассчитывали коэффициент теплоотдачи со стороны оребрения, отнесенный к внутренней поверхности трубки, основываясь на средней логарифмической температуре (LMTD), измеренной и соответственно скорректированной для перекрестного потока, и на коэффициенте теплоотдачи со стороны воды, оцененном с поправками В. Гнелински [9].
Потери напора в батарее определяли с помощью датчиков статического давления. Датчики расположены по стенке канала по 8 шт. на входе и выходе батареи в воздуховоде.
Давление измеряли при повторном испытании холодным воздухом (при нулевом расходе воды), чтобы предотвратить эффект изменения плотности воздуха.
Особое внимание уделяли тщательности изготовления прототипа испытываемой батареи. Аккуратная штамповка листов оребрения и механическое расширение труб при изготовлении батареи очень важны для точной оценки
параметров теплообмена. Все исследуемые образцы были выполнены с использованием обычного штамповочного оборудования (преимущественно того, которое применяется в промышленном производстве и обеспечивает очень точные механические параметры), за исключением операции нанесения турбулизаторов. При изготовлении прототипов особенно необходим тщательный контроль выполнения как горловин, так и прорезей на самом оребрении.
Коэффициент теплоотдачи, определяемый в экспериментах, учитывал следующие факторы:
- теплоотдачу воздух - оребрение;
- эффективность оребрения;
- термическое сопротивление в соединении труба-оребрение;
- термическое сопротивление теплопроводности медной трубы.
Такой вариант применим при точном проектировании теплообменника и определении размеров в стандартных условиях. Чтобы расширить применимость результатов на все основные случаи использования теплообменника и чтобы представить их в безразмерной форме, необходимо рассмотреть влияние каждого из перечисленных факторов. Коэффициент теплоотдачи воздух-ореб- рение оценивается при следующих условиях:
- сопротивление медной трубы легко определяется;
- термическое сопротивление контакта ребро-труба не учитывается (при условии, что расширение труб выполнено очень качественно);
- эффективность ребра рассчитывается по формуле для гладкого ребра [10][*].
Коэффициент теплоотдачи воз- дух-ребро может быть выражен в таком случае в безразмерной форме
J =j(Re)
где J - число Кольбурна;
J = Nu * Pr -1/3*Re-1
Nu - число Нуссельта;
Рг - число Прандтля;
Re - число Рейнольдса.
Число Рейнольдса определяется по гидравлическому диаметру элементарного сектора, заключенного между поверхностью трубы и двумя ребрами, и средней скорости потока вдоль этого элемента. Такое приближение гарантирует дискретную аппроксимацию и может использоваться для распространения экспериментальных результатов на другие геометрические варианты(например, иные шаг оребрения, толщина ребра, диаметр труб и т.д.) и (или) на другие рабочие условия (например, давления и температуры воздуха, термодинамические характеристики).
Коэффициент трения f рассчитывали, исходя из падения статического давления, учитывая с той же точностью число Рейнольдса и гидравлический диаметр; расстояние между рядами используется как характеризующая длина.
Исследуемые типы плоского оребрения.
Все приведенные ниже результаты относятся к батареям со следующими геометрическими параметрами: диаметр труб 9,52 мм, расстояние между трубами 25 мм, расстояние между рядами 21,65 мм, шаг оребрения 2 мм, толщина ребра 0,11 мм. Возможны небольшие изменения шага (±5%) или толщины ребра (±11%), которые не влияют на безразмерные величины.
Варианты исследованных профилей перечислены в таблице и показаны на рис. 2. Профили N и L используются в настоящее время в производстве. Оребрения типа С1 и С2 рассматривались как состоящие из традиционных волнистых N [1, 2]. Профили Хи И/могут представлять собой альтернативу жалюзийным конфигурациям L [3, 4]; вариант X имеет большую поверхность жалюзи. Профили И/вы- полнены с использованием турбулизаторов “winglet” в виде отогнутых треугольных прорезей [11]. Вариант W1 отличается от И/2 (см. рис. 2) тем, что не включает в себя участки жалюзи. Для конфигураций L высота жалюзи Н, сильно влияющая на теплоотдачу оребрения, варьировалась от 0,54 до 0,9 мм.
Исследуемые конфигурации поверхности оребрения.
Обозначение | Тип поверхности оребрения | Высота прорези или гофры И, мм |
Р | Плоский | - |
N | Волнистый | 0,9 |
О | Перфорированный | 0,8 |
С2 |
| 0,8 |
LIA | Жалюзийный | 0,54 |
L1B |
| 0,54 |
L2 |
| 0,6 |
L3A |
| 0,75 |
L3B |
| 0,75 |
L4 |
| 0,9 |
XI | Жалюзийный широкий | 1,0 |
Х2 | То же | 0,75 |
ХЗ |
| 0,65 |
W1 | Winglet | 1,6 |
W2 | Winglet + жалюзи | 1,6+0,7 |
Рис. 2. Конфигурация некоторых типов оребрения. R верхней части приведены поверхности типа жалюзийных L, X, W, в нижней части — перфорированные С/, С2, СЗ и N (см. таблицу)
После проведенных испытаний профили X заменили в производстве профили L.
В предыдущие годы были испытаны многочисленные типы батарей с жалюзи высотой 0,54 мм (ZJ) и 0,75 мм (L3): при кажущемся сходстве они давали значительно отличающиеся результаты. L1A и L1B - соответственно лучшая и худшая среди испытанных батарей с высотой жалюзи 0,54 мм, a L3A и L3B для батарей с высотой жалюзи 0,75 мм. Заметные отличия в характеристиках при очевидном сходстве геометрии профиля явились объектом скрупулезного изучения.
Решающим фактором, позволяющим сохранить высокий уровень качества, является механическая точность при штамповке изделия. При этом особенно важны:
* острота режущего лезвия для изготовления прорезей (жалюзи);
* правильность формы горловин: поток воздуха, контактирующий с трубой, может уменьшиться, если радиус закругления горловины будет больше необходимого;
* толщина горловины и ребра вокруг трубки: если они слишком тонкие, то в результате поломки может нарушиться контакт между трубкой и ребром, что является абсолютно неприемлемым.
[*] Эффективность жалюзийного оребрения не учитывается простыми теоретическими методами. Следовательно, разность между реальной эффективностью и расчетной для плоского ребра будет влиять на коэффициент теплоотдачи воздух- ребро.
Об авторах
Джованни Лоцца
Миланский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Проф.
ИталияУмберто Мерло
исследовательская лаборатория LU-VE Contardo
Email: info@eco-vector.com
Италия
Список литературы
- Goldstein L, Sperrow Е.М. Experiments on the transfer characteristics of a corrugated fin and tube heat exchanger configuration, J. of Heat Transfer 1976.
- Webb HL. Air-side heat transfer correlations for flat and wavy plate fin and tube geometries. Ashrae Transactions 1990; 96 (2).
- Tanaka T, Itoh M., Kudoh M., Tomita A. Improverment of compact heat exchangers with inclined louvered fins. Bulletin of the JSME 1984; 27.
- A.WangCC., Chang YP.,Chi KU.,ChangYJ. An experimental study of heat transfer and friction characteristic of typical louver fin-and- tube heat exchangers, Int J of Heat and Mass Transfer 1998; 41.
- Kang HC., Kim MH., Effect of strip location on the air-side pressure drop and heat transfer in strip fin-and-tube heat exchangers. Int.J of Refrigeration 1999, 22.
- Wang CC., Tao WH., Chang CJ. An investigation of the slit fin-and-tube heat exchangers. Int J of Refrigeration 1999; 22: Int J of Refrigeration 1999, 22.
- Kayansayan N., Heat transfer characterization of plate fin-and-tube exchangers. Int J of Refrigeration 1994, 17.
- Wang CC., Chang YJ., Hsieh YC., Lin YT., Sensible heat and friction characteristics of plate fin-and-tube heat exchangers having plane fins. Int J of Refrigeration 1996, 19.
- Gnielinski V., New equations for heat and mass transfer in turbulent pipe and channels flows, International Chemical Engineering 1976, 16.
- HongK., WebbRL., Calculation of fin efficiency for wet and dry fins. HVAV anv Reseach 1996, 2(1).
- Biwas G., Mitra NK., Fiebig M. Heat transfer enhancement in fin-and- tube heat exchangers by winglet type vortex generators. In J Heat and Mass Transfer 1994, 37.
- Shah RK., Compact heat exchangers. In: Handbook of heat transfer applications. 2nd ad. New York:McGraw-Hill, 1985
Дополнительные файлы
