Природные холодильные агенты - углеводороды
- Авторы: Цветков О.Б.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий
- Выпуск: Том 91, № 7 (2002)
- Страницы: 10-13
- Раздел: Статьи
- URL: https://freezetech.ru/0023-124X/article/view/105749
- DOI: https://doi.org/10.17816/RF105749
- ID: 105749
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Описаны термодинамические свойства углеводородов и некоторых их фторированных производных. Проведено их сравнение с хладагентами R12 и R134a. Показаны термодинамические преимущества углеводородов. Перечислены меры по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности холодильных установок, работающих на углеводородах.
Полный текст
Исполняется 5 лет Киотскому протоколу, который ознакомил мировое сообщество с виновниками глобального потепления планеты. Как обычно, не обошлось без фреонов, причем названы были все из них: HFC-, PFC- соединения и отдельной строкой - шестифтористая сера. Ответ на вопрос, чем фреоны так провинились, далеко не однозначен. Тем не менее теперь более четко обозначена альтернатива — так называемые "природные" холодильные агенты. Существенную долю природных хладагентов составляют углеводороды, хотя к природным отнесены также аммиак, диоксид углерода, вода и воздух [9 - 11].
Метан — это наиболее яркий представитель углеводородов, но, к сожалению, тоже "парниковый" газ, поэтому для холодильной техники речь идет об этане, пропане, бутане, пропилене и их смесях. В нефтехимии углеводороды многие годы используют для получения промышленного холода. Углеводороды доступны и сравнительно дешевы, не имеют монополистов- производителей, тем более трансконтинентальных. Углеводороды озонобезопасны, обладают нулевым или близким к нулю потенциалом глобального потепления (так называемый "double zero" — двойной ноль), нетоксичны, не образуют фосгена. Преимущество углеводородов - их совместимость с производимыми в России минеральными маслами и традиционно используемыми в отечественной холодильной технике материалами. Углеводороды не боятся влаги, не создают потенциальной опасности коррозии. Уважение вызывают термодинамические и теплообменные характеристики углеводородов, особенно при фазовых переходах. Для углеводородов характерны большая в сравнении с фреонами текучесть и соответственно до 40-50 % меньшее падение давления в трубопроводах и клапанах системы. Углеводороды снижают трение. В углеводородных циклах холодильных машин полезны охлаждение жидкости перед дросселем и перегрев паров перед компрессором. По литературным данным, холодильный коэффициент может возрастать от 0,09 до 0,14 % на каждый градус перегрева.
Термодинамические свойства углеводородов и некоторых их фторпроизводпых приведены в табл. 1. В сравнении с хладагентами RI2 и R134а свойства пропана, изобутана и циклопропана даны в табл. 2 [9, 10].
Таблица 1. Термодинамические характеристики углеводородов и фторуглеродов
Хладагент | Название | М, кг/кмоль | tкр, °С | Pкр, бар | tн.к, °С |
R236ea | Гексафторпропан | 152,05 | 139,29 | 35,33 | 6,50 |
R600 | н - Бутан | 58,12 | 152,01 | 37,96 | -0.54 |
RC318 | Перфторииклобутан | 200,04 | 115,22 | 27,78 | -6,99 |
R600a | Изобутан | 58,12 | 134,70 | 36,31 | -11,94 |
R227ea | Гептафторнропан | 170,04 | 101,87 | 29.52 | -16,35 |
R245cb | Пентафторпропан | 134,06 | 106,93 | 31,37 | -17.59 |
RC270 | Циклопронан | 42,08 | 125,15 | 55,80 | -32,70 |
R218 | Перфторпропан | 188,03 | 71,95 | 26,62 | -36,75 |
R290 | Пропан | 44,10 | 96,70 | 42,48 | -42,38 |
R170 | Этан | 30,07 | 32,18 | 48,71 | 88,6 |
R1270 | Пропилен | 42,08 | 91,8 | 46,13 | -47,98 |
Примечание. М - молекулярная масса; tн.к - температура кипения при нормальном давлении; pкр, tкр – критические соответственно температура и давление.
Таблица 2. Сравнение термодинамических характеристик хладагентов
Хладагент | Название | М, кг/кмоль | tкр, °С | pкр, бар | tн.к, °С | rн.к, кДж/кг |
R12 | Дифтордихлорметан | 120,91 | 112,0 | 41,1 | -29,8 | 165,4 |
RC270 | Циклопропан | 42,08 | 125,15 | 55,8 | -32,7 | 475,2 |
R134a | Тетрафторэтан | 120,0 | 101,2 | 40,7 | -26,5 | 216,8 |
R600a | Изобутан | 58,12 | 134,7 | 36,31 | -11,94 | 366,2 |
R290 | Пропан | 44,10 | 96,7 | 42,48 | -42,38 | 425,6 |
R22 | Дифторхлорметан | 86,48 | 96,13 | 49,86 | -40,82 | 233,7 |
Примечание. М - молекулярная масса; tн.к - температура кипения при нормальном давлении; ркр, tкр —критические соответственно давление и температура; rн.к — удельная теплота парообразования при tн.к.
Изобутан - один из первых углеводородов, использовавшихся в бытовых холодильниках. Критическая температура изобутана сопоставима с критической температурой аммиака. Однако в цикле с изобутаном давления при высоких температурах конденсации более низкие даже в сравнении с R12 и R134a. Теплота парообразования изобутана в 2 раза превышает аналогичный показатель для R12.
Пропан по критической температуре близок к фреону R22, но в 2 раза легче и имеет в 1,8 раза большую теплоту парообразования. Пропан интересен с позиций применения в коммерческих холодильных агрегатах, промышленных холодильных установках и тепловых насосах. Этан в принципе может заменить фреон R13, но имеет более высокие давления (pкр=3,8 МПа у R13). Альтернативой изобутану и пропану служит циклопропан. Этот хладагент перспективен для низкотемпературных систем. Объемная холодопроизводительность циклопропана выше, чем у R12. Выше также холодильный коэффициент цикла, причем речь может идти о 10 — 15 % роста. Почти в 3 раза меньше заправка циклопропана в установке по отношению к циклу с R12. Отмечается несколько возросшая (не более чем на 11 °С) температура пара в конце сжатия, но подбором масла эту проблему удается решить.
Известны данные об использовании диметилового эфира (С2Н6О, El70) в Словении и Австралии. Комплексное решение проблемы диметилового эфира как моторного топлива и как хладагента в дизельных авторефрижераторах предложено в МГТУ им. Н.Э. Баумана [4].
Значителен интерес к смесям углеводородов, в том числе с фреонами, а также с аммиаком. Одной из первых в этом направлении была работа В.Н. Новотельного (СПбГУНиПТ). Известны также исследования Е. Бодио, М. Вильчека и М. Хоровского (Вроцлав, Польша) по применению пропан-бутановой смеси (50 % на 50 %) вместо R12 в бытовых холодильниках [8]. Параметры смеси (ркр=4,28 МПа и tкр=127,6°С) близки к параметрам критической точки R12. Заправляли смесь непосредственно ("drop-in") в бытовой холодильник, причем заправка смеси составила 1/3 заправки R12. Подобная схема успешно проработала в течение пяти лет.
Пропан-бутановую смесь для перевозки охлажденных продуктов на базе малотоннажного рефрижератора "Москвич-2352" предложили А.М. Архаров и В.В. Лубенец [1].
В Индонезии после запрета R12 и возникновения многочисленных проблем по применению HFC-хладагентов, не колеблясь, перешли на углеводороды в бытовых холодильных приборах, сплит-системах, для охлаждения резервуаров с молоком и т. д. Использовали смеси R290/R600a и R290/R600/R600a. К примеру, чтобы обеспечить холодопроизводительность 4,5 кВт, потребовалось около 2 кг смеси. Заправляли смесевые хладагенты в существующую установку без замены компрессора.
Смеси пропан/бутан и пропан/изобутан для бытовой холодильной техники исследовали И.М. Калнинь, В.И. Смыслов и К.Н. Фадеков [6]. Массовая доля заправки в сравнении г с R12 составляла 40—50 % и не превышала 60 г для одинаковых по объему холодильников. Авторами [6] отмечено увеличение холодильного коэффициента до 13-20 % и удельной массовой холодопроизводительности по отношению к R12 более чем в 2 раза для цикла с t0=-24 °С и tк=45°С. Отношение давлений конденсации рк и кипения р0 при этом снижалось от 4 до 20%.
Многие фирмы производят углеводороды и смеси для холодильной техники. Это брэнды: CARE 30 (пропан/ изобутан ), CARE 40 (пропан), НС 12А (пропан/л-бутан), НС22А (пропан), ECOOL-PIB (пропан/изобутан), ECOOL-PRO (пропан), CARE 50 (этан/пропан) и др. Углеводороды сегодня применяют в основном в интервале температур —35...+6 °С, т. с. это бытовые холодильники, чиллеры и коммерческие холодильные установки. Углеводороды используют в циклах тепловых насосов малой и средней производительности (до 300 кВт), в системах кондиционирования воздуха, для охлаждения напитков, прилавков, при хранении быстрозамороженных продуктов.
Предлагаются отечественные смеси на основе углеводородов. Это хладагенты СМ 1, СМ la, СМ 1в и т. д. до СМ 4, представляющие собой смеси R134a, R218, изобутана или н-бутана, а также смесь трифторпропилена (R1243) с изобутаном [2, 3, 7]. Для смесей R 134а-изобутан и Р1243-изобутан речь идет об азеотропах. Предложенная в России смесь CI представляет собой азеотропную композицию R152а (30 %) - изобутан. Смесь R125, R134а и R600a (брэнд RX3D) рекомендована взамен R404A и R407C. Пропан как компонент смеси вошел в композиции:
R22 (74 % или 55 %), R218 (20 % ил и 39 %), R290 (6 %);
R125 (60 % или 32 %), R22 (38 % или 66%), R290 (2 %);
R125 (50 %), R134a (45 %), R290 (5 %);
R32 (20 %), R125 (55 %), R134a (20 %), R290 (5 %).
В некоторых публикациях отмечена химическая нестабильность циклопропана (RC270), однако и этот углеводород использовали в смеси: циклопропан (5 %), R125 (50 %) и R143a (45 %).
Интересны перфторуглероды: сравнительно высокие критические температуры; актуальные для холодильной техники нормальные температуры кипения tнк; сравнительно невысокие давления в системе; высокая молекулярная масса М, что привлекательно для турбохолодильных машин; озонобезопасность; пожаробезопасность; инертность и нетоксичность. В смеси с R32 гептафторпропан R227ea ингибирует пожароопасность хладагента R32. "Недостаток" перфторуглеродов — высокий потенциал глобального потепления, поэтому перфторуглероды отнесены к регулируемым "парниковым" газам.
Углеводороды пожаро- и взрывоопасны. Как видно из табл. 3, пожароопасность углеводородов стоит особняком даже в сравнении с аммиаком и фреоном R152а. Поэтому при использовании и углеводородов должно строго выполняться обязательное условие — при внезапной эмиссии концентрация их в помещении не должна превышать нижнего предела горючести. По стандартам Британии (BS 4434), Германии (D1N 7003), США (ASHRAE 15) требования еще более жесткие - концентрация не должна превышать 20—25 % нижнего предела горючести.
Таблица 3. Пожаро- и взрывоопасность хладагентов
Показатель | Пропан (R290) | Изобутан (R600a) | Аммиак (R717) | Дифторэтан (R152a) |
Предел горючести в смеси с воздухом, об. % нижний | 2,1 | 1,3 | 15,0 | 3,9 |
верхний | 9.5 | 8,5 | 28,0 | 16.9 |
Температура самовоспламенения, °С | 466 | 455 | 651 | – |
Энергия воспламенения, Дж | 2,5·10-4 | 2,5·10-4 | 0,68 | 0,22 |
Противопожарные меры для всех элементов оборудования обязательны, и это увеличивает стоимость холодильной системы: применение углеводородов связано с необходимостью реконструкции технологических линий, изменений в конструкциях бытовой холодильной техники, использования электрооборудования во взрывобезопасном исполнении.
Результаты эколого-термоэкономического анализа свидетельствуют о существенном вкладе конструкционных материалов в баланс энергозатрат бытового холодильника (до 85 %), что, по мнению, изложенному в [5], может сделать преимущество применения углеводородов (в частности, изобутана) в бытовых холодильниках, обусловленное отсутствием пагубного воздействия углеводородов на процесс глобального потепления, не вполне очевидным. Повышение стоимости оборудования в углеводородной установке может составить 30 %, не считая более высокой страховки.
Представители Гринписа па европейских форумах, в частности с участием Международного института холода, постоянно подчеркивают, что это именно та, пусть и высокая, цена, которую общество должно платить за пожаро- и взрывобезопасность во имя исключения главной опасности для жителей Земли — глобального потепления. В Европе призывы Гринписа более чем услышаны. В 2003 г. заседание Комиссии по реализации Рамочной конвенции ООН ко изменению климата планеты планируется провести в Москве, и не исключено, что наши парламентарии не останутся в стороне от проблем, затронутых Киотским протоколом.
Многие страны гармонизируют свои регламенты относительно применения пожаро- и взрывоопасных соединений. Это сделали, к примеру, Германия (D1N 8975 и 7003), Франция (NF Е35-400 и 4002), Международный электротехнический союз (IЕС 60335- 2-24 и 60335-2-40). Известные консервативностью британцы тоже приняли новый регламент BS 4434. На примере достаточно взвешенного британского стандарта видно, что речь не идет о меньшей безопасности. Акцент сделан на статистические оценки риска. Не секрет, что статистика рисков – это основа работы, и работы небезуспешной, страховых компаний мира. По оценкам британцев, риск пожара в автомобиле из-за системы кондиционирования, в которой находится 400 г пропан-бутановой смеси (CARE 30), равен 3,05-10-7 автомобиля в год. Статистика всех случаев пожаров автомобилей в Великобритании за 1992 г.— 3,29-103 автомобиля. Риск пожара в камере холодильного хранения объемом 27 м3, где применена холодильная установка на этан-пропановой смеси с 5 кг углеводородов, по оценке британцев, — 1,3 -10-5 хранилища в год. Статистика аналогичных пожаров в Великобритании за 1992 г. составила 3,5·10-3. Подобные оценки позволили не вводить ограничения на использование углеводородов в герметичных системах при заправке менее 150 г (в ряде регламентов даже 250 г) углеводородов.
Вспомним, что в начале XX в. в бытовой холодильник заправляли 250 г пропана. В веке нынешнем в герметичной системе холодильника такого же объема - лишь 20 г изобутана, причем половина его растворена в смазочном масле. Появились на автосалонах Европы в декабре 2001 г. модели микроавтобуса "Ford Transit" на сжиженном природном газе (СПГ). Автомобиль снабжен двумя газовыми баллонами на 80 л и бензобаком на 80 л. Сжиженного газа хватает на 300 км пробега при расходе его 8,9 кг на 100 км. Баллоны, вентили и сочленения трубопроводов системы СПГ снабжены многократной системой зашиты. Автомобиль стал дороже, но разработчики модели предлагают сравнить затраты. Так, в Германии, где рекламировали "Форд", 1 л СПГ дешевле 1 л бензина на 0,5 евро и дешевле 1 л дизельного топлива на 0,3 евро. Соединенные Штаты регламентами ASHRAE 15, UL 250, UL 1995, как полагают, полностью защитили себя от пожаро- и взрывоопасных соединений. Ситуация между тем иногда курьезная, когда на крыше кабины "дальнобойных" автомобилей, бороздящих хайвеи США, находится 50-литровый баллон с бутаном для обогрева кабины и категорически запрещен даже 1 л этого газа для охлаждeния напитков и кондиционирования воздуха в этой же кабине.
Термодинамически цикл паровой холодильной машины на углеводородах по ряду показателей лучше, чем цикл на R12. Об этом говорят данные, упомянутые в [6]. Два одноступенчатых цикла сравниваются в табл. 4 для достаточно напряженных параметров (при t0=-25 °С и tк=55 °С) [12]. Цикл на смеси, как видно из табл. 4, имеет большее отношение давлений, хотя в конденсаторе давление меньше. Температура конца сжатия в углеводородном цикле в сравнении с фреоновым меньше на 15 °С. Холодильные коэффициенты обоих циклов близки. В цикле на смеси углеводородов появился температурный глайд — распространенное в мире обозначение неизотермичности в процессах фазового перехода — кипения и конденсации. Глайд обусловлен зеотропичностыо смеси; для испарителя и конденсатора он примерно одинаков — шесть с небольшим градусов. Отметим, что глайд — особенность цикла на зеотропной смеси (независимо — фреонового или углеводородного), причем с глайдом в холодильной технике за прошедшие 10 лет свыклись и достаточно успешно используют эту особенность. Неущербность, осторожно говоря, углеводородных циклов в сравнении с циклами на озоноразрушающих фреонах, тем более для циклов на озонобезопасных фреонах, делает углеводороды в сочетании с совершенным компрессором экономически выгодными, хотя оценки сроков наступления этой выгодности различны и по самым осторожным прогнозам [5] переваливают за 20 лет.
Таблица 4. Сравнение циклов одноступенчатой паровой холодильной машины (t0=25 °C, tк=55°C)
Хладагент | R290/R600a | R12 |
p0, бар | 1,09 | 1,24 |
pк, бар | 1,2 | 1.37 |
pк/p0 | 11,8 | 11,1 |
t2, °C | 114 | 129 |
Глайд испаритель конденсатор | 6 6,5 | 0 0 |
/ц, кДж/кг | 132 | 55 |
qn, кДж/кг | 340 | 144 |
qо.у, кДж/м3 | 770 | 870 |
εt | 2,62 | 2,63 |
Примечание. t0, p0 – температура и давление кипения; tк, pк – температура и давление конденсации; t2 - температура в конце сжатия;
lu - теоретическая работа цикла;
q0 — удельная холодопроизводительность;
qоv -удельная объемная холодопроизводительность;
εt — холодильный коэффициент.
Углеводороды постепенно входят в наш обиход. Бытовых холодильников на углеводородах в мире изготовили более 10 млн штук, главным образом в Германии. Даже для эколого-термоэкономического анализа в [5] был взят серийный немецкий бытовой холодильник на изобутане, потребляющий в сутки 1,19 кВт ч электроэнергии при полезном объеме 425 л. Компрессоры на изобутане дороже фреоновых примерно в 2,5 раза, однако, принимая во внимание высокую эффективность цикла, фирмы считают возможным окупить затраты за два года. Тепловые насосы на 5 кВт в Голландии строят на пропане с заправкой 1 кг хладагента. Емкость для молока охлаждается установкой на 4,5 кВт с заправкой 2 кг пропан-бутановой смеси.
Фактически мы уже живем в другой эпохе. Изменились приоритеты. Так, для углеводородных систем они основываются на минимальных (менее 70 г на 1 кВт холодопроизводительности) заправках углеводородов чистотой до 99,5 % основного продукта, на применении высокоэффективных компактных пластинчатых теплообменников, на существенно более широком использовании герметичных систем, на повышении чувствительности и надежности систем сигнализации и оповещения, па использовании меркаптанов (для придания запаха углеводородам) и ингибиторов пожароопасности, на обязательном требовании о проведении любого сервисного обслуживания только в специально оборудованных помещениях, на применении оборудования и их элементов в пожаро- и взрывобезопасном исполнении и т. д. На этом уровне понимания и реализации действительно становится перспективным использование углеводородов в отечественной практике.
Об авторах
О. Б. Цветков
Санкт-Петербургский государственный университет низкотемпературных и пищевых технологий
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
академик МАХ
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Архаров А.М., Лубенец В. В. Новый тип холодильной установки// Холодильное дело. 1996. № 2.
- Афанасьева И.А., Лунин А.И. Применение озонобезопасных смесевых хладагентов в бытовых холодильных приборах// Холодильная техника. 1997. №3.
- Беляев А.Ю., Егоров С.Д. Озонобезопасная смесь С1 - альтернатива хладагенту R12// Холодильная техника. 1995. № 1.
- Диметиловый эфир — топливо и хладагент для дизельных авторефрижераторов/А.А. Жердев, С.Д. Глухов, В.Н. Богаченко, А.В. Поляков// Вестник МГТУ. Серия Машиностроение. Спец. вып. - М., 2000.
- Железный В.П., Хлиева О.Я. Оценка перспектив применения изобутана в бытовой холодильной технике с помощью эколого-термоэкономического метода// Холодильная техника. 2001. № 9.
- Калнинь И.М., Смыслов В.И., Фадеков К.Н. Оценка перспектив применения экологически безопасных хладагентов в бытовой холодильной технике// Холодильная техника. 2001. № 12.
- Подчерняев О. Н., Лунин А.И., Юдин Б. В. Новые озонобезопасные рабочие вещества для холодильных установок// Холодильная техника. 1995. № 6.
- Углеводороды вместо фреонов в бытовых холодильниках/ В.Н. Новотельное, Е. Бодио, М. Вильчек, М. Хоровский // Холодильная техника. 1994. №5.
- Granryd Е. Hydrocarbons as refrigerants. An overview - Preprint of reports on XXth Int. Congress of Refrigeration, IIR, Sydney, 1999.
- Hewitt N.J., McMullan J.T., Mongey B. Some aspects of using hydrocarbons as components in refrigerant mixtures// Proc, of HR Intern. Conference, Hannover, Germany, May 10-13, 1994.
- Tsvetkov O.B. Les frigorigenes nonnuisibles pour l'environment: priorites du XX 1-е siede// Proc, of HR Intern Conference, Sofia, 23-26 September, 1998.
- Vollmer D., Eindeisen E. Calculation of thermodynamic and thermophysical properties of the binary mixture propane/ isobutane// Proc, of HR Intern. Conference, Hannover, Germany 10-13 May, 1994.
Дополнительные файлы
