Refrigeration units: classification, technical supervision, equipment certification

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The Russian Maritime Register of Shipping (PC, Register) is a state body for technical supervision and classification as a classification society founded in 1913. The Register participates in the work of the International Maritime Organization, the International Organization for Standardization (ISO). Since 1969, PC has been a member of the International Association of Classification Societies (IACS), which includes 10 of the world's leading classification societies.

Full Text

В 1993 г. по результатам аудиторской проверки PC получил сертификат МАКО, подтверждающий соответствие его системы качества Международному стандарту ISO 9001. В 1999 г. по результатам возобновляющей проверки PC получил бессрочный сертификат МАКО на соответствие системы качества PC Международному стандарту ISO 9001.

Главное управление Регистра находится в Санкт-Петербурге, инспекций и 64 участка располагаются на территории всей России, 28 представительств и 40 участков - за ее пределами. В различных областях, в том числе и в тех, где используется искусственный холод, более 1200 высококвалифицированных специалистов могут быстро и надежно оказать широкий спектр услуг:

  • рассмотрение технической документации, проведение классификации, осуществление технического надзора и выдача классификационных свидетельств на судовые холодильные установки;
  • рассмотрение технической документации, осуществление технического надзора и выдача сертификатов на термоизолированные контейнеры;
  • рассмотрение технической документации, осуществление технического надзора и выдача сертификатов соответствия ГОСТ Р на шкафы холодильные, код по ОКП 515111, агрегаты компрессорные холодильные, код по ОКП 515210;
  • освидетельствование материалов и изделий;
  • сертификация систем управления качеством продукции и услуг на соответствие международным стандартам ISO серии 9000.

Надзор за судовыми холодильными установками

Российский Морской Регистр судоходства как классификационное общество с 1968 г. осуществляет классификацию и надзор за изготовлением и эксплуатацией судовых холодильных установок. Соответственно правилам постройки и классификации морских судов все холодильные установки, представляющие потенциальную опасность человеческой жизни и безопасности мореплавания, подлежат обязательному надзору Регистра. В связи с этим все комплектующее оборудование, начиная с момента рассмотрения технической документации, должно подвергаться надзору инспекторов Регистра. Таким образом, от изготовления и в процессе эксплуатации комплектующего оборудования осуществляется контроль его качества и надежности.

Регистром разработана нормативная база требований к проектированию и безопасной эксплуатации оборудования. Это следующие документы:

  • Правила классификации и постройки морских судов;
  • Правила классификационных освидетельствований судов;
  • Руководство по техническому надзору за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий;
  • Руководство по техническому надзору за судами в эксплуатации;
  • Инструкция по надзору за ремонтом оборудования.

Базируясь на накопленном опыте надзора за эксплуатацией и на со временных методах оценки технического состояния, Регистр постоянно совершенствует требования нормативных документов. С этой целью создан Научно-технический совет, который координирует научно-исследовательскую деятельность. В частности, пристальное внимание уделяется безопасной эксплуатации аммиачных холодильных установок. Например, при тесном сотрудничестве с НИИ ГИПРОРЫБФЛОТ скорректированы требования к сигнализации, предупреждающей об утечках аммиака, порогах ее срабатывания. Разработаны требования к автоматизации судовых холодильных установок. Приходится решать проблемы безопасной эксплуатации аммиачных холодильных машин, расположенных в общих машинных отделениях.

PC отслеживает тенденции развития в области перевозок охлажденных грузов морским транспортом и своевременно отражает в своих правилах требования, предъявляемые к безопасности и сохранности грузов. В 1997 г. в Правила классификации и постройки морских судов, часть XII «Холодильные установки», вошли требования к установкам, охлаждающим груз в термоизолированных контейнерах, а также к системам регулирования состава газовой среды при перевозке скоропортящихся грузов. В части «Классификация» нашли отражение новые символы классов судов и судовых холодильных установок. Актуальность включения данных дополнений вызвана современным развитием морских перевозок охлаждаемых грузов.

В 1998 г. вышли отдельным изданием Правила классификационных освидетельствований судов, содержащие требования к освидетельствованиям судовых холодильных установок, подробно отражающие периодичность, сроки, объем и конкретные формы проведения технического надзора за судами, находящимися в эксплуатации. Данный документ имеет цель - подробно информировать владельцев судов о нормах контроля технического состояния поднадзорного оборудования со стороны PC.

Исходя из опыта технического надзора и новых методов контроля, при освидетельствовании оборудования пересмотрены следующие требования:

  • сокращен регламент проведения испытаний с 24 до 16 ч при очередных освидетельствованиях установок в действии;
  • оговорена необходимость проведения испытаний изоляционной конструкции охлаждаемых помещений, что сокращает сроки данных освидетельствований на 12 ч.

С учетом современных требований к освидетельствованию оборудования PC оптимизировал вид документов, оформляемых при надзоре за судовыми холодильными установками. Так, регистровая книга заменена актом освидетельствования, составленным по принципу опросного листа с фиксированием конкретных проверок и испытаний, проводимых при соответствующих освидетельствованиях. Изменен вид классификационного свидетельства. Изначально область надзора PC за холодильным оборудованием ограничивалась рыболовными, рыботранспортными и рефрижераторными судами, а выдаваемые документы отражали особенности холодильных установок на судах данных типов. В настоящее время искусственный холод используется в различных областях. К традиционным перевозкам охлажденных грузов на судах рефрижераторного типа добавляются транспортировка сжиженных газов на судах-газовозах, перевозки в термоизолированных контейнерах с регулированием состава газовой среды. В новом свидетельстве на классифицированную PC холодильную установку указаны:

  • характеристики охлаждаемых грузовых помещений, диапазон поддерживаемых в них температур;
  • максимально допустимые условия окружающей среды;
  • характеристики основного и специального оборудования.

Все перечисленные данные позволяют предельно полно информировать о составе и возможностях установок различных типов.

Соблюдая требования Монреальского протокола, Регистр начиная с 1995 г. допускает замену R12 в действующих холодильных установках на R134a и сервисные смеси МР-39, МР-66 фирмы «Дюпон». Для проверки работы оборудования после замены R12 на сервисную смесь МР-39 были проведены опытные испытания холодильного оборудования на теплоходе «Иван Прибыльской». Результаты проверки были признаны в целом удовлетворительными, однако недостаточный по продолжительности единичный опыт эксплуатации и отсутствие данных по воздействию всего спектра материалов, применяемых в холодильных системах с компонентами сервисной смеси МР-39 и алкилбензольным маслом, не позволяют сделать окончательные выводы. В настоящее время перечень хладагентов, допускаемых для замены R12 в существующих холодильных установках, дополнен отечественной смесью с торговой маркой «Астрон 12».

Одним из важных преимуществ данной смеси является ее совместимость с отечественными минеральными маслами, применяемыми в холодильных машинах, работающих на R12. Практически это означает, что при замене хладагента не требуется трудоемкой очистки холодильной установки от смазочного масла, что значительно упрощает и удешевляет замену R12.

Все перечисленные хладагенты разрешено использовать только в не классифицированных Регистром холодильных установках ввиду отсутствия данных, достаточных для обобщения опыта по эксплуатации судового холодильного оборудования после замены R12 сервисными смесями.

В настоящее время в России отсутствует единая система методики тестирования новых хладагентов, не регламентированы требования по определению их теплофизических и термодинамических свойств, что существенно затрудняет процесс проверки и сертификации альтернативных хладагентов. Вместе с тем методики отдельных видов испытаний со держатся в основном в действующих российских и международных стандартах. В связи с этим новые хладагенты включены в номенклатуру объектов надзора и подлежат обязательной сертификации PC.

Правила постройки и классификации морских судов дополнены требованиями к применяемым хладагентам. При их рассмотрении в первую очередь оцениваются показатели пожаровзрывобезопасности, токсичности, озоноразрушающий потенциал и потенциал глобального потепления.

Подлежат проверке: эксплуатационные характеристики хладагента с измерением всех рабочих параметров; данные о его совместимости со смазочным маслом, конструкционными материалами; характеристики износостойкости деталей и пар трения при работе компрессоров на данном хладагенте и с соответствующим смазочным маслом.

Кроме того, существует протокол 1997 г. к Конвенции МАРПОЛ, содержащий приложение VI, в котором во исполнение правила № 12 предполагается запретить применение на строящихся судах холодильных установок с озоноразрушающими веществами, входящими в группу А Монреальского протокола, и ограничить срок применения оборудования с озоноразрушающими веществами, входящими в группу В того же протоко ла, на строящихся судах до 2020 г. Из применяемых в судовой холодильной технике хладагентов к группе А относятся R12 и R502 как смесевой хладагент, содержащий R115. К группе В относится R22.

Исходя из вышеизложенного и во исполнение обязательств Российской Федерации Регистр запретил применение озоноразрушающих хладагентов R12 и R502 с октября 1997 г. на новостроящихся судах.

Требования Монреальского протокола направлены на ограничение и последующее прекращение производства озоноразрушающих веществ, использование которых (например, R12) возможно до их естественной убыли. При этом не ограничивается применение рециклированного хладагента, утилизируемого из списываемых холодильных установок и из холодильных установок, в которых производится замена R12 озонобезопасными или озономалоакивными веществами. Прекращение производства R12 неизбежно приведет к его дефициту и повышению цен. Таким образом, для владельцев судов вопрос о замене R12 в эксплуатирующихся холодильных установках становится весьма актуальным и будет решаться в зависимости от возможности обеспечения поставок R12 для восполнения утечек, тем более что Правительством РФ принято постановление № 1368 от 9 декабря 1999 г. «Об усилении мер государственного регулирования ввоза и вывоза в РФ озоноразрушающих веществ».

В настоящее время ведущие фирмы, производящие холодильное оборудование, предлагают применять аммиачные холодильные машины с промежуточными схемами охлаждения, концентрируя при этом все оборудование, находящееся под давлением в одном газонепроницаемом помещении с соответствующими мерами безопасности.

Аммиачные холодильные установки всегда широко использовались на судах флота рыбной промышленности. К началу 70-х годов 90% всех судов были оборудованы такими установками. В настоящее время в классе Регистра находится 605 судов с аммиачными холодильными установка ми. Это примерно 40 % общего числа судов, имеющих поднадзорные холодильные установки.

Возможно в ближайшем будущем, исходя из сложившейся ситуации запрета экологически опасных хладагентов, можно будет ожидать увеличения этого показателя Тем более что с начала 90-х годов наметилась тенденция увеличения количества строящихся судов с аммиачными холодильными установками.

Подведя итоги, следует отметить, что класс, присваиваемый PC холодильной установке, подтверждает ее способность к поддержанию требуемых температур в охлаждаемых помещениях, отражает потенциальные возможности сохранения грузов при перевозке, обеспечения безопасности и гарантии надежности. Фактор надзора определяет ее фактическое техническое со стояние, подтверждаемое систематическими освидетельствованиями, что в конечном итоге влияет на определение суммы фрахта судна, страховок его и груза. Важно отметить, что признание класса PC международными организациями страхования обеспечивает владельцам судов более выгодные условия страхования судов и грузов, дает возможность пользоваться другими льготами, выработанными международной практикой.

Промышленность, транспорт, сфера услуг

Промышленный отдел PC выполняет:

  • сертификацию промышленной продукции в системе ГОСТ Р;
  • сертификацию промышленных объектов и продукции, представляющих потенциальную опасность для людей и окружающей среды, в соответствии с поручениями, соглашениями и лицензиями государственных органов надзора;
  • независимую экспертизу по заявкам заказчика;
  • технический надзор за транспортными средствами и оборудованием, универсальными и специализированными контейнерами;
  • экспертизу технологии перевозки грузов.

Регистр аккредитован Госстандартом и имеет лицензии на проведение работ по сертификации широкой номенклатуры материалов и изделий из черных и цветных металлов, сплавов, продукции химической промышленности, товаров промышленного и бытового назначения, в том числе холодильных установок, морозильников, компрессоров и арматуры, а также объектов, поднадзорных Госгортехнадзору РФ. Специалисты отдела аттестованы в качестве экспертов в системе Регистра, ГОСТ Р и Госгортехнадзора. Сертификация производится на базе испытательных центров и научно-исследовательских лабораторий, признанных PC, Госстандартом и Госгортехнадзором России.

Регистр признан компетентной организацией в области сертификации промышленной и бытовой продукции в ряде стран Западной Европы. Регистром проведены работы по сертификации в системе ГОСТ Р холодильного оборудования фирм Ateliers Francois S.A. (Бельгия), M.G. Herl Armaturenfabrik (Германия), Carrier (США) и др.

В соответствии с соглашением и лицензией Госгортехнадзора PC осуществляет сертификацию оборудования, контроль качества и приемку объектов, поднадзорных Госгортехнадзору, экспертизу безопасности объектов котлонадзора, подъемных сооружений и объектов газового хозяйства.

Возглавляя рабочую группу МАКО по контейнерам, PC выполняет работу в этой области на уровне международных стандартов. Он принимает активное участие в совершенствовании унифицированных требований МАКО.

С учетом требований Международной конвенции по безопасным контейнерам (1972 г.), Таможенной конвенции, касающейся контейнеров (1972 г.), международных и национальных стандартов, унифицированных требований МАКО Регистр разработал Правила по контейнерам. В 1996 г. вышло дополненное издание Правил.

С 1995 г. PC является организацией, представляющей на территории РФ и других стран СНГ Международное бюро по контейнерам, которое выполняет регистрацию кодов владельцев контейнеров в соответствии со стандартами ISO.

В настоящее время на базе уникального оборудования испытательных центров с использованием большого опыта обслуживающего персонала под надзором PC осуществляются как стандартные испытания контейнеров всех типов, так и дополнительные, необходимые для совершенствования конструкции, полного ее анализа и прогнозирования эксплуатационных свойств.

Новый мир качества

Понимание основных принципов управления качеством и его новой философии стало началом широкого распространения современных взглядов в различных отраслях промышленности, на транспорте и в сферах услуг. Качество - это мощный инструмент повышения эффективности всей деятельности и уровня управления организацией.

Сознавая значение качества и безопасности продукции и услуг в современном мире, а также выполняя международные требования по безопасности морских перевозок и предотвращению загрязнения, PC создал новое подразделение - Службу качества.

Как свидетельствует мировой опыт, основными способами практической реализации новых взглядов на качество являются разработка, внедрение и сертификация внутрифирменных систем качества, основанных на требованиях Международного стандарта ISO 9000.

PC разработал и использует свою систему качества, отвечающую требованиям Международного стандарта ISO 9000, резолюции ИМО А.739 (18), а также требованиям МАКО к системе качества классификационного общества.

С 1992 г. PC развивает перспективное направление, связанное с сертификацией систем качества в различных отраслях промышленности и сферах услуг. Для этой цели PC разработал и внедрил специальные процедуры проведения оценки и сертификации систем качества поставщиков, соответствующие требованиям Международного стандарта ISO 9000 и Европейского стандарта EN 45000. Эти процедуры включают оценку и сертификацию систем качества, порядок выдачи Сертификата соответствия, проведение последующего периодического надзора, порядок изъятия Сертификата в случае необходимости или приостановлении его действия, требование конфиденциальности полученной информации.

По желанию заказчиков PC проводит оценку и сертификацию их систем качества в различных отраслях промышленности и сферах услуг. К ним относятся:

  • машиностроение и приборостроение;
  • черная и цветная металлургия;
  • химия и нефтехимия;
  • разработка и проектирование;
  • создание программного продукта;
  • строительство, транспорт, международные перевозки, связь;
  • продукция медицинского назначения, здравоохранение;
  • пищевая промышленность;
  • организация туризма и отдыха (рестораны, гостиницы, турфирмы, раз влечения, радио, телевидение);
  • эксплуатация судов;
  • судостроение и судоремонт;
  • услуги по экспедированию грузов, агентированию судов и др.

Многие отечественные и зарубежные фирмы выбирают PC в качестве партнера для решения проблем разработки и сертификации систем качества потому, что он имеет ряд преимуществ:

  • является членом МАКО, поэтому сертификаты PC имеют международный статус. Подтверждением качества его услуг является Сертификат соответствия системы качества PC требованиям МАКО;
  • может выдана сертификаты от своего имени или от имени Госстандарта, т.е. в системе ГОСТ Р, что имеет значение для многих фирм, работающих на территории России;
  • проводит аудит систем качества и выдает сертификаты на русском и английском языках;
  • проводит сертификацию систем качества как независимая от поставщика и потребителя организация, т.е. действует как третья сторона. По желанию клиентов PC может проводить оценку системы качества как вторая сторона, т.е. действовать по поручению клиента с соответствующим оформлением результатов аудита.

Примером этому являются сертифицированные PC системы качества таких предприятий, как: Металлургический комбинат Rautaruukki Оу (Финляндия), Представительство DHL International в России, Вологодский подшипниковый завод, завод электронного приборостроения «Планета», судоремонтное предприятие «Дальзавод», завод самоходных кранов «Краян», завод стальных канатов и проволоки «Стальканят», морское агентство «Интерброкер», ПО «Стекловолокно», ОАО «Кондитерская фабрика «Волжанка», ОАО «Омутинский металлургический завод», пивоваренный завод «Балтика».

×

About the authors

L. N. Parfenov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Head of Mechanical Equipment and Systems Department of the Main Department of the Russian Maritime Register of Shipping

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Parfenov L.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies