Разработка безотборной энергоэффективной системы кондиционирования воздуха для самолета с распределенной силовой установкой

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Обоснование. К современным пассажирским самолетам предъявляются повышенные требования по топливной эффективности. Система кондиционирования воздуха (СКВ), являющаяся одной из основных общесамолетных систем, должна иметь высокую энергетическую эффективность для обеспечения топливной эффективности самолета в целом, в т.ч. за счет использования в составе СКВ автономных источников сжатого воздуха и турбохолодильников с электрическим приводом.

Цель работы — расчетная оценка работоспособности схемного решения, созданного в ходе научно-исследовательской работы (НИР) по энергоэффективной электрической СКВ самолета.

Материалы и методы. Разработана статическая математическая модель электрической СКВ с регулированием влагосодержания для расчета параметров системы на различных эксплуатационных режимах.

Результаты. Приведены сведения о технических характеристиках основного агрегата рассматриваемой электрической СКВ — электротурбокомпрессоре (ЭТК). Приведены результаты расчета параметров СКВ на различных эксплуатационных режимах.

Заключение. Сделаны выводы о работоспособности предлагаемого схемного решения энергоэффективной СКВ с ЭТК для регионального самолета с распределенной силовой установкой, о достигнутом уровне готовности технологии СКВ, о необходимости проведения НИР по созданию демонстраторов технологий ЭТК и установки охлаждения воздуха (УОВ) на основе ЭТК.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Игорь Валерьевич Тищенко

ПАО НПО «Наука»; Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Автор, ответственный за переписку.
Email: iv.tishchenko@npo-nauka.ru
ORCID iD: 0000-0001-6094-8723
SPIN-код: 5630-4301

канд. техн. наук

Россия, Москва; Москва

Сергей Александрович Абалакин

ПАО НПО «Наука»

Email: sa.abalakin@npo-nauka.ru
ORCID iD: 0009-0001-9193-1147
SPIN-код: 7580-9545
Россия, Москва

Артем Сергеевич Горновский

ПАО НПО «Наука»

Email: as.gornovskiy@npo-nauka.ru
ORCID iD: 0000-0003-2676-3463
SPIN-код: 8087-8959
Россия, Москва

Константин Николаевич Губернаторов

ФАУ «ГосНИИАС»

Email: guber47@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0007-4795-5655
SPIN-код: 5063-7716
Россия, Москва

Список литературы

  1. Kalenskiy SM, Morzeeva TA, Ezrokhi YuA. The application of the variable pitch fan blades in the distributed powerplant for advance long-range aircraft for matching takeoff and cruise. Aviation engines. 2019;3:49–56. (In Russ.)
  2. Smagin DI, Starostin KI, Savel’ev RS, et al. Analysis of competing variants of air conditioning systems without air extraction from engines at the stage of passenger aircraft onboard systems conceptual design. Computational nanotechnology. 2019;6(3):86–91. (In Russ.) doi: 10.33693/2313-223X-2019-6-3-86-91
  3. D’yachenko YuV, Sparin VA, Chichindaev AV. Aircraft life support systems. Novosibirsk: NGTU; 2019. (In Russ.)
  4. Kalliopin AK, Savel’ev RS, Smagin DI. Main trends in designing air conditioning systems for future-technology vehicles. Engineering magazine: science & innovations. 2017;(6). doi: 10.18698/2308-6033-2017-6-1627
  5. Cronin MJ. Design aspect of systems in all electric aircraft. SAE Technical Papers Series. 1982;821436.
  6. Voronovich S, Kargapol’tsev V, Kutakhov V. All-electric aircraft. Aviapanorama. 2009;2:23–27.
  7. Nelson T. B787 systems and performance. Boeing; 2005.
  8. Liebherr-Aerospace, Germany, Liebherr-International Deutschland GmbH. 2016. Accessed: 07.10.2024. Available from: https://www.liebherr.com/shared/media/aerospace-and-transportation/aerospace/downloads/magazines/aets-magazines-recent/liebherr-aerospace-magazine-2016-en.pdf

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Компоновка РСУ на региональном (а) и дальнемагистральном (b) самолетах.

Скачать (93KB)
3. Рис. 2. Схема одной подсистемы исследуемой СКВ.

Скачать (429KB)
4. Рис. 3. Расчетная схема подсистемы исследуемой СКВ.

Скачать (291KB)
5. Рис. 4. Общий цикл расчета.

Скачать (176KB)
6. Рис. 5. Внешний вид ЭТК.

Скачать (143KB)

© Эко-Вектор, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.