Mathematical modeling of the plate-fin heat exchanger in the aircraft environmental control system

封面


如何引用文章

全文:

开放存取 开放存取
受限制的访问 ##reader.subscriptionAccessGranted##
受限制的访问 订阅或者付费存取

详细

Background: Heat exchangers (HE) are an integral part of power plants. Transport versions of HE impose requirements on the quality of their transient modes.

AimS: Development of a mathematical model of a compact HE as part of the environmental control system (ECS) of an aircraft.

Materials and methods: A mathematical model of an HE was developed using the finite volume method. A system of equations was obtained in the form of an implicit differential formulation. The solution was conducted using standard methods built into mathematical packages. This approach was optimal from an engineering point of view and allowed the integration of a model of an HE into the general mathematical model of an aircraft ECS.

Results. A mathematical model of aircraft secondary HE was developed, ready for integration into a full ECS model. The model was verified through static calculation using two methods accepted in the aviation industry.

Conclusions. The presented mathematical model of a compact aircraft HE was balanced in terms of the accuracy of the solution, the complexity of development, and the computing resource demands.

全文:

ВВЕДЕНИЕ

Большинство теплообменных аппаратов (ТО) работает в мало изменяющихся условиях и практически при постоянных нагрузках, поэтому к ним, зачастую, не предъявляются требования в отношении динамических характеристик. Наряду с такими аппаратами существует класс теплообменных аппаратов криогенных систем, в которых указанные требования предъявляются, для обеспечения выхода на стационарный режим [1, 2]. В системах, устанавливаемых на транспорте, в частности, самолётах и вертолётах, такие требования ещё выше, в связи с более динамичным характером изменения условий работы. Теплообменные аппараты являются составными частями систем кондиционирования воздуха (СКВ), систем охлаждения масла, систем нейтрального газа (СНГ) [3], в которых в течение полёта происходят переходы с режима на режим и в перечисленных системах, соответственно, протекают переходные процессы. Теплообменные аппараты в таких установках являются наиболее инерционными узлами.

Динамические характеристики теплообмена для таких систем существенным образом влияют на их динамические характеристики в целом. В указанных условиях возникает потребность в получении параметров всей системы как целого, что накладывает дополнительные ограничения на ресурсы ЭВМ и время, требуемое для достижения достаточной точности. Получение решения в аналитической форме является предельной целью, достижение которой не всегда возможно или экономично. Однако, это возможно в случаях простой конструкции (труба в трубе и т.п.). Возможно получение решения в не полностью аналитическом виде, а в виде определённых интегралов комбинации элементарных функций (квадратур) [4]. Ещё одним вариантом решения задачи является применение метода конечных объёмов (КО), реализованного в современных программных комплексах. Зачастую такие расчёты выполняются явными методами решения, что требует значительных затрат памяти ЭВМ и времени вычисления для получения решения приемлемой точности. Получение же решения в таком виде для СКВ в целом весьма затруднительно.

Исходя из требования сопряжения решения для теплообменного аппарата с решением СКВ в целом, будем использовать метод КО в сочетании с неявными методами решения дифференциальных уравнений [5], занимающий промежуточное положение между рассмотренными полюсами.

Представленный в данной статье подход, успешно применяется для решения задач тепло- и массообмена для других типов энергетического оборудования [6]. Однако, не распространён при проектировании авиационной техники.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью данной работы является разработка математической модели компактного теплообменного аппарата, как части СКВ летательного аппарата для изучения нестационарных процессов. Модель должна обладать ясностью, достаточной точностью и способностью модифицирования и сопряжения без существенных трудозатрат.

 

Рис. 1. Матрица пластинчато-ребристого теплообменного аппарата.

Fig 1. Matrix of a plate-fin heat exchanger.

 

Теплообменный аппарат относится к пластинчато-ребристому типу (см. рис. 1), является двухкратноперекрёстноточным (двухходовым) по горячему тракту.

 

Рис. 2. Схемы движения потоков воздуха в ТО: a) двукратноперекрестноточная схема движения теплоносителей b) условная схема чередования слоёв в одной «ячейке» ТО.

Fig. 2. Schemes of the movement of air flows in the HE: a) double-cross flow diagram of the movement of coolants; b) conventional scheme of alternating layers in onecellof the HE.

 

Схема чередования слоёв горячего и холодного трактов и общая схема движения теплоносителей представлены на рис. 2. Учитывая, что теплообменный аппарат конструктивно представляет собой набор одинаковых «ячеек», воспользуемся такой симметрией и ограничимся моделированием только одной «ячейки». Также, учитывая симметрию «ячейки», будем моделировать только половину «ячейки».

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Теория и практика метода конечных объёмов изложена в работах Патанкара и Сполдинга [7]. Далее приведён вывод системы уравнений, описывающих теплообмен в компактном пластинчато-ребристом теплообменном аппарате.

Выделяется элемент конечного объёма вдоль линий тока, приведённый на рис. 3.

 

Рис. 3. Конечный объём.

Fig. 3. Final volume.

 

Запишем для него закон сохранения энергии в конечном объёме потока газа:

ht=qG|xqG|x+Δx+qα+qλ|xqλ|x+Δx                                                              (1)

где h – энтальпия газа; qG — поток тепловой энергии, вызванный конвекцией вещества, qλ — поток тепловой энергии, вызванный теплопроводностью вещества, qα — поток тепловой энергии, вызванный тепловым взаимодействием газа и стенки.

Энтальпия вещества в изобарном процессе выражается:

h=MCpTdm=VρCpTdV

где ρ — плотность газа в объёме; Cp — изобарная теплоёмкость газа.

Проведя осреднение по объёму, получим:

h=ρCpTΔV                                                                                                           (2)

Поток энергии от стенки к холодному потоку выражается с помощью коэффициента теплоотдачи αВтм2К.

qα=Fст.холαхол(TстTхол)dF

Считая среднеинтегральную температуру КО равной среднеинтегральной температуре теплопередающей поверхности, этот интеграл точно выражается для конечного объёма

qα=αхолFст.хол(TстTхол)                                                                                    (3)

Значительное количество экспериментальных данных по определению коэффициента  для различных конструкций компактных теплообменников содержатся в работе [8]. На основе и в развитие этой работы, применительно к авиационной технике, Научно-исследовательским институтом стандартизации и унификации (НИИСУ) был разработан руководящий технический материал РТМ 1560 [9]. В этом документе приведён коэффициент компактности βм2м3, позволяющий выразить площадь Fст.хол через величину конечного объёма стандартного профиля

Fст.хол=βΔV.

После предварительной оценки соотношений диффузионного и конвективного членов переноса в уравнении (1), мы можем пренебречь последним и выбрать схему дискретизации против потока [2]

qG|x=GCpT|xΔx2qG|x+Δx=GCpT|x+Δx2.

На используемой расчётной сетке

qG|x=GхолCpTхолi1,jqG|x+Δx=GхолCpTхолi,j.                                                       (4)

Подставляя зависимости (2), (3) и (4) в уравнение (1) получим зависимость изменения температуры конечного объёма холодного потока воздуха

ρхолCpΔVTхолi,jt=GхолCpTхолi1,jGхолCpTхолi,j+αхолFст.хол(Tстi,jTхолi,j).     (5)

Для половины горячего потока уравнение баланса записывается аналогичным образом, с учётом симметрии.

Записывая аналог уравнения (1) для элемента стенки получим

ht=qα|zqα|z+Δz+qλ|xqλ|x+Δx+qλ|yqλ|y+Δy                                                   (6)

Вопрос о необходимости учёта теплопроводности решается исходя из влияния теплопроводности на точность решения и располагаемых вычислительных ресурсов. Анализ необходимости учёта вторичных эффектов в теплообменных аппаратах приведён в работе [10]. В данной задаче, решение без учёта теплопроводности в стенке даёт решение с разрывом температурного поля в стенке на границе прямого и обратного горячего потоков.

qλ|x=λ(Tст|xΔx2Tст|x+Δx2Δxqλ|x+Δx=λ(Tст|x+3Δx2Tст|x+Δx2Δx.

Проецируя на сетку, получим

qλ|x=λ(Tстi,jTстi1,j)Δxqλ|x+Δx=λ(Tстi+1,jTстi,j)Δx.                                                 (7)

Аналогично для другого направления

qλ|y=λ(Tстi,jTстi,j1)Δy, qλ|y+Δy=λ(Tстi,j+1Tстi,j)Δy.                                                 (8)

Подставляя зависимости аналогичные (2) и (3), зависимости (7) и (8) в уравнение (6) и проецируя на сетку, получим

ρстСp.стΔVстTстi,jt=αгорFст.гор(Tгорi,jTстi,j)αхолFст.хол(Tстi,jTхолi,j)+λ(Tстi,jTстi1,j)Δxλ(Tстi+1,jTстi,j)Δx+λ(Tстi,jTстi,j1)Δyλ(Tстi,j+1Tстi,j)Δy (9)

Записывая уравнение (5) и его аналог для горячего потока и уравнение (9) для схемы движения потоков на рис. 2а, окончательно получаем систему уравнений

Tt=GхолρхолΔVTхолi1,jGхолρхолΔVTхолi,j+αхолFст.холρхолСpΔV(Tстi,jTхолi,j)...αгорFст.горρстСp.стΔVст(Tгорi,jTстi,j)αхолFст.холρстСp.стΔVст(Tстi,jTхолi,j)+......+1ρстСp.стΔVстλ(Tстi,jTстi1,j)Δxλ(Tстi+1,jTстi,j)Δx+...+λ(Tстi,jTстi,j1)Δyλ(Tстi,j+1Tстi,j)Δy...GгорρгорΔVTгорi,j1GгорρгорΔVTгорi,jαгорFст.горρгорСpΔV(Tгорi,jTстi,j)

T=Tхол,Tст,TгорT

Граничные и краевые условия

В начале моделирования температурное поле полагается равномерным. В связи с использованием схемы дискретизации конвективного члена «по потоку», на входе горячего и холодного потоков задаются граничные условия II-го рода, т.е. потоки энергии из областей с температурами, заданными как функции от времени. При повороте горячего потока сделано допущение о полном повороте, без перемешивания потоков и теплоотдачи через крышку ТО. Это допущение, конечно, не соответствует реальным процессам, однако, легче всего реализуемо. При дальнейшем развитии моделей подобных конструкций этот вопрос потребует дополнительной проработки.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Решение полученной системы уравнений может быть получено с помощью стандартизованных функций вычислительных пакетов Matlab, Mathcad и подобных [4]. В данной работе использовался метод Радо 5-го порядка, который относится к классу неявных методов Рунге-Кутты 5-го порядка. Использование неявного метода позволяет обойти ограничения соотношения Куранта.

Параметры поверочного стационарного режима приведены в табл. 1.

 

Таблица 1. Параметры расчёта ТО

Table 1. HE calculation parameters

Параметр

Размерность

Значение

Расход воздуха по горячему тракту

кг/ч

720

Расход воздуха по холодному тракту

кг/ч

1200

Температура горячего воздуха на входе

K

453

Температура холодного воздуха на входе

K

313

Давление горячего воздуха на входе

кПа

500

Давление холодного воздуха на входе

кПа

101

 

Для проверки программы применён скачкообразный переходный процесс (апериодическое звено второго порядка) повышения температуры горячего потока до температуры стационарного режима, в первом приближении моделирующий запуск вспомогательной силовой установки ЛА. После установления стационарного режима, параметры сравнивались со стационарными расчётами, рекомендованными РТМ 1560. Получена хорошая степень соответствия, согласующаяся с принятыми допущениями.

Результаты расчёта получены в виде полей температур горячего и холодного потоков и теплопередающей стенки. ТО как часть системы СКВ характеризуется соотношениями температур потоков на входе и выходе. Графики осреднённых температур потоков в зависимости от времени модели приведены на рис. 4.

 

Рис. 4. График зависимости температур горячего и холодного потоков от времени.

Fig. 4. Graph of the temperature of hot and cold flows versus time.

Визуализация температурных полей представлена на рис. 5. На осях сетки отложены узлы расчётной сетки и указаны направления потоков. На рис. 5а представлено гладкое температурное поле холодного потока воздуха. На рис. 5б представлено температурное поле внутри теплопередающей стенки.

 

Рис. 5. Температурные поля в теплообменном аппарате. a) распределение температуры в холодном потоке, b) распределение температуры в стенке, c) распределение температуры в горячем потоке.

Fig. 5. Temperature fields in the heat exchanger: a) temperature distribution in the cold stream, b) temperature distribution in the wall, and c) temperature distribution in the hot stream.

 

Из-за непрерывного характера конструкции стенки, температурное поле также должно обладать непрерывностью. Если в процессе решения не учитывать теплопроводность стенки вдоль холодного потока, мы получим решение с разрывом, очевидно не обладающее свойством физичности. На рис. 5в отчётливо виден путь горячего потока внутри ТО, а также разрыв температурного поля, из-за физического разделения прямого и обратного потока.

ВЫВОДЫ

Получена математическая модель вторичного ТО летательного аппарата, готовая к встраиванию в полную модель СКВ. Расчёт выполнен на сетке 18х22 для трёх слоёв, т.е. общее количество дифференциальных уравнений составляет 1188.

Достоинством полученной модели является полная консервативность, т.е. гарантированное выполнение закона сохранения энергии в каждом КО и на всей расчётной сетке в целом. Верификация модели выполнена статическим расчётом по двум методикам, принятым в авиационной отрасли [9]. Соотношение времени вычисления и времени моделирования составляет примерно 1 к 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной статье представлена математическая модель компактного теплообменного аппарата, сбалансированная по точности решения, трудоёмкости разработки и требовательности к вычислительным ресурсам. Математическая модель построена на основе метода конечных объёмов в неявной дифференциальной формулировке и решается с помощью стандартных математических функций неявными методами решения систем дифференциальных уравнений.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Вклад авторов. Все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, связанного с подготовкой и публикацией статьи.

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования и подготовке публикации.

ADDITIONAL INFORMATION

Authors’ contributions. All authors made significant contributions to the conception and preparation of the article and read and approved the final version before its publication.

Competing interests. The authors declare no conflict of interest.

Funding source. This study was not supported by any external sources of funding

×

作者简介

Ekaterina Pavlyuk

Bauman Moscow State Technical University

Email: krygaw4ik@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-7817-5567
SPIN 代码: 2243-7603
俄罗斯联邦, 5/1 2-ya Baumanskaya street, Moscow 105005

Igor Tishchenko

Bauman Moscow State Technical University

编辑信件的主要联系方式.
Email: iv.tischenko@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6094-8723
SPIN 代码: 5630-4301

Cand. Sci. (Tech.)

俄罗斯联邦, 5/1 2-ya Baumanskaya street, Moscow 105005

Vitaliy Nikolaev

Bauman Moscow State Technical University

Email: nikolaevvs@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5360-9368
SPIN 代码: 5847-3632
俄罗斯联邦, 5/1 2-ya Baumanskaya street, Moscow 105005

Anton Zharov

Bauman Moscow State Technical University

Email: zharov_a@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0001-9945-0850
SPIN 代码: 8581-1809

Cand. Sci. (Tech.)

俄罗斯联邦, 5/1 2-ya Baumanskaya street, Moscow 105005

参考

  1. Arharov AM, Arharov IA, Belyakov VP, et al. Cryogenic systems. In 2 volumes. Volume 2: Fundamentals of designing apparatus, installations and systems. Moscow: Mashinostroenie; 1999;2. (In Russ).
  2. Lavrov NA. Multi-level system for modeling non-stationary and changing operating modes of low-temperature installations. [dissertation]. Moscow; 2013. (In Russ).
  3. Voronin GI. Air conditioning systems on aircraft. Moscow: Mashinostroenie; 1973. (In Russ).
  4. Ashino R, Nagase M, Vaillancourt R. Behind and beyond the MATLAB ODE suite. Computers & Mathematics with Applications. 2000;40(4, 5):491–512.
  5. Aleksandrov VYu, Koroleva AP, Kukshinov NV, et al. Mathematical model for calculating the process of non-stationary heating of the walls of a heat exchanger. Vestnik MGTU im. N.E. Baumana. Seriya «Mashinostroenie». 2018;5(122). (In Russ). doi: 10.18698/0236-3941-2018-5-4-14
  6. Artemov VI, Yankov GG, Karpov VE, Makarov MV. Numerical modeling of heat and mass transfer processes in elements of heat engineering and power equipment. Teploenergetika. 2000;7:52–59. (In Russ).
  7. Patankar S. Numerical methods for solving heat transfer and fluid dynamics problems. Moscow: Energoatomizdat; 1984. (In Russ).
  8. London AL, Keis VM. Compact heat exchangers. Moscow: Energiya; 1967. (In Russ).
  9. Guiding technical material of aviation engineering RTM 1560-77. Methods of calculation of convective heat transfer at Pr ≈ 1 on plate-fin surfaces of air-to-air heat exchangers. (In Russ).
  10. Lavrov NA, Sheremetev SS. Secondary effects in low-temperature heat exchangers. Injenernii jurnal — nauka i innovacii. 2017;4. (In Russ). doi: 10.18698/2308-6033-2017-4-1603

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML
2. Fig 1. Matrix of a plate-fin heat exchanger.

下载 (103KB)
3. Fig. 2. Schemes of the movement of air flows in the HE: a) double-cross flow diagram of the movement of coolants; b) conventional scheme of alternating layers in one “cell” of the HE.

下载 (146KB)
4. Fig. 3. Final volume.

下载 (47KB)
5. Fig. 4. Graph of the temperature of hot and cold flows versus time.

下载 (96KB)
6. Fig. 5. Temperature fields in the heat exchanger: a) temperature distribution in the cold stream, b) temperature distribution in the wall, and c) temperature distribution in the hot stream.

下载 (456KB)

版权所有 © Eco-Vector, 2023

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名-非商业性使用-禁止演绎 4.0国际许可协议的许可。
##common.cookie##