Аннотация
В статье, базирующейся на материалах опросов, проведенных в рамках «Международной программы социальных исследований», предпринята попытка выявить место образования в иерархии факторов жизненного успеха в оценках россиян. Автор констатирует, что в общественном сознании получение хорошего образования выступает одним из основных способов преуспеть в жизни, лишь немногим уступающим по важности упорному труду. При этом отмечается стереотипное восприятие образования как фактора успешности особенно его высоких уровней. Проведенный сравнительный анализ, показал, что представления россиян о роли образования существенно не выделяются на общем фоне. Рассмотренная структура часто упоминаемых факторов характерна для большинства других государств. На основе многомерного анализа выявлены три модели (обобщенные группы) факторов жизненного успеха. Детально рассмотрена модель «образование — труд», базирующаяся на собственных усилиях (получение хорошего образования, упорный труд) и образовании родителей. Отмечается, что в России сравнительно сильно выражена модель «связи — взятки», включающая способы достижения жизненного успеха, основанные на неформальных практиках взаимодействия. Показано, что оценка важности образования как условия достижения успеха в России в отличие от других стран-участниц программы не связана ни с субъективным статусом и самооценкой принадлежности к социальному слою, ни с такими составляющими интегративного социального статуса, как уровень образования и уровень доходов респондентов. Автором делается вывод о том, что образование в России не дает преференций в той степени, в которой они обеспечиваются в ряде других стран-участниц программы.