Памяти Вячеслава Владимировича Сычева

Posted: 20.02.2023

 

Вячеслав Владимирович Сычев (11 декабря 1933, Одесса — 14 февраля 2023, Москва) — советский и российский ученый, доктор технических наук, профессор Московского Энергетического Института (МЭИ); специалист в области термодинамики. Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1996). Главные направления научной деятельности: термодинамика, теплофизика, информационные технологии. Автор более 200 печатных работ, в числе которых монографии и книги, выдержавшие многие издания: «Техническая термодинамика», «Сложные термодинамические системы», «Дифференциальные уравнения термодинамики» и др.
Действительный член Международной академии наук, Академии технологических наук РФ, Академии электротехнических наук, Международной академии холода, Международной академии творчества. Член экспертного совета Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки РФ и Диссертационного совета МЭИ.

 

Лауреат Государственных премий СССР (1976, 1988) и Государственной премии РФ (1996), премии им. Ползунова Академии Наук СССР (1984), премии и медали им. Дж. Гиббса Международной академии творчества (1993), премии Московского энергетического института «Почет и признание Поколений» (2013). Награжден орденом Дружбы Народов, орденом Дружбы Социалистической Республики Вьетнам.

 

Полный текст некролога доступен по ссылке

 

 


Вячеслав Владимирович Сычев родился 11 декабря 1933 г. в г. Одессе в семье Владимира Александровича и Антонины Никаноровны Сычевых. Окончил Московский энергетический институт в 1957 г., доктор технических наук, профессор.

 

Рис. 1. В Министерстве иностранных дел (03.07.1989).

 

В 1957–1960 гг. работал в МЭИ; в 1960–1974 гг. в Институте высоких температур АН СССР, с 1963 г. заместитель директора института по научной работе; директор ВНИИ метрологической службы (1974–1977 гг.) и директор Всесоюзного научно-технического информационного центра (1977–1979 гг.). В 1979–1983 гг. заместитель председателя Госкомитета СССР по науке и технике; в 1983–1991 гг. Секретарь Совета Экономической Взаимопомощи; с 1975 г. заведующий кафедрой, профессор МЭИ.

 

Приведем воспоминания людей, лично знакомых с Вячеславом Владимировичем.

 

Алексей Михайлович Архаров, доктор технических наук, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана

Давно известно: время быстротечно. Стремительно ушли в прошлое тяжелые дни прощания с Вячеславом Владимировичем Сычевым. Но существует память. Она долго будет хранить боль утраты и светлый образ выдающегося ученого-теплофизика.

 

Рис. 2. Двадцатилетие окончания МЭИ (Март 1977 г.).

 

Помню, когда шел к гробу в зале прощания Центральной клинической больницы, меня неожиданно остановил его портрет, висевший на входе в зал. Я остановился и довольно долго в портрет всматривался. Он поразил меня: на нем был живой Вячеслав Владимирович! Да, именно живой! Это был запоминающийся момент. Отрезвляющее чувство присутствия быстро вернуло меня к реальности, и я вошел в зал. Цветы, цветы, и слова, слова…

 

В своем выступлении говорил о главной особенности Вячеслава Владимировича Сычева: он был человеком с гениально организованным мышлением. Это далеко не часто встречается в человеческом сообществе. Ему было что отдать молодежи, и он щедро делился своими знаниями. Могу уверенно говорить об этих его особенностях, поскольку лично убедился в них, в том числе, и во время работы над совместной статьей.

 

Надеюсь, что сын Вячеслава Владимировича Николай будет достойным продолжением своего уникального отца.

 

Галина Юрьевна Гончарова, доктор технических наук, профессор

 

Прежде, чем писать о Вячеславе Владимировиче, хочу высказать достаточно крамольную для научного сообщества мысль. Кроме известных измеряемых и математически формализуемых полей существует и другое поле, возникающее (или не возникающее?) в самый первый момент общения и определяющее весь дальнейший тренд развития любого человеческого общения. Природа его, видимо, непознаваема, а сила связности, притяжения не убывает с квадратом расстояния между объектами и не требует регулярной энергетической подзарядки. Люди, излучающие такие поля притяжения, чрезвычайно редки, и Вячеслав Владимирович, безусловно, был именно таким. Его внимание к собеседнику, обезоруживающая искренность, обаяние, безупречность формулировок и высказываний, интерес и дружелюбие с первого же момента вовлекали собеседника в круг его адептов и уже не отпускали никогда.

 

Рис. 3. В Министерстве иностранных дел (13.07.1989).

 

Мое личное знакомство с Вячеславом Владимировичем состоялось сравнительно поздно — лет десять назад. Хотя для любого МЭИшного студента-криофизика золотисто-рыженький том Технической термодинамики (В.А. Кириллин, В.В. Сычев, А.Е. Шейндлин) стал пожизненным спутником и настольной книгой, а сами авторы в те годы воспринимались великой научной триадой, как Маркс-Энгельс-Ленин. Хотя, на самом деле, сам Сычев В.В. был в те годы весьма молодым ученым, достаточно смелым в высказываниях и, по его воспоминаниям, даже имевшим некоторые проблемы с комитетом комсомола и отплясывавшим в нашем лагере в Алуште западные «идеологически невыдержанные» танцы.

 

Рис. 4. В Министерстве иностранных дел (20.02.1989).

 

Познакомил нас Алексей Михайлович Архаров, ему показалось, что мои работы по модификации ледовых структур могут быть интересны Вячеславу Владимировичу. Так оно и случилось, была даже задумка о совместной с ним статье, но по разным причинам она не состоялась, в отличие от нашего дальнейшего общения, «переехавшего» впоследствии в его знаменитый Спиридоньевский. И эти встречи всегда были невероятным праздником, с его яркими, сочными рассказами, шутками и непременными песнями. Неудивительно для ученого, что у него была великолепная память, он помнил по 20 куплетов, но удивительно обширен был репертуар: от нежных пронзительных романсов до Высоцкого и почти блатных песен, похоже, одесского «разлива», которых он знал просто немеряно. Важное и чрезвычайно редко в наше время свойство: в его присутствии не уходила, а просто-таки растворялась та закономерная робость, которую испытывает каждый образованный и воспитанный и человек, понимающий с кем ему доводится общаться. В нем не было и следа той многозначительной «значимости», чопорности, в которую так часто укутываются многие, достигшие куда меньших успехов, личности.

 

Но когда дело касалось подготовки Проекта или документа, он был предельно тщателен и требователен к чистоте и форме изложения мысли. Ясность ума, умение понимать и излагать суть — это редкий дар, который прослеживается во всех его работах, от монографий до воспоминаний, написанных легко и увлекательно.

 

И сколько бы жизнь не подарила еще встреч с самыми разными людьми, разновеликими по духу, образованию, таланту, положению, жизненным принципам — в самом теплом и несгораемом уголке души всегда будет благодарность судьбе за встречу с Вячеславом Владимировичем Сычевым.

 

И еще низкий поклон Елене, его жене — прекрасному и мужественному человеку, бывшему с ним до последней минуты.

 

Олег Борисович Цветков, доктор технических наук, профессор

 

Трудно говорить о Вячеславе Владимировиче Сычеве в прошедшем времени. В 1980 г. в университете Брауна разговорились с известными теплофизиками Л. Мейсоном и Дж. Кестином. Джон тут же вспомнил о визите в университет Михаила Петровича Вукаловича и молодого его коллеги Вячеслава Владимировича Сычева. Встреча Кестину, похоже, запомнилась, и он просил передать приветы. Государственные посты Сычева были столь высоки, что просто повстречаться было невозможно. Помог случай.

 

Готовилась очередная теплофизическая конференция в СССР, и Сычев пригласил молодежь в свою резиденцию. Это было здание СЭВ, один взгляд на которое вызывал трепет. Вместе с А.Д. Козловым, В.А. Рабиновичем, Б.А. Григорьевым, В.З. Геллером на лифте поднялись на последний этаж. Охрана, нас пропускают, а в коридоре встречает Вячеслав Владимирович — просто, с улыбкой и нескрываемой радостью. Посидели, все обсудили, попили кофе и на лифте спустились на первый этаж. Впечатление незабываемое — высшего ранга руководитель оказался простым и очень доброжелательным человеком.

 

Далее были встречи по линии Национального комитета по теплофизическим свойствам веществ, на кафедре ТОТ МЭИ, в ИВТАН; довелось посетить и исторический Спиридоньевский переулок, познакомиться с Еленой Николаевной, Сашенькой и Александром.

 

Рис. 5. С Н.И. Рыжковым на 44 сессии СЭВ (июль 1988).

 

Более терпимого к людям и человеческим отношениям я не встречал, и при всей занятости Сычев умел непостижимым образом делать главное свое дело — развивать теплофизику и писать книги. Ведь прежде всего Вячеслав Владимирович — ученый, выдающийся наш современник. Он не стал академиком и Нобелевским лауреатом (Д.И. Менделеев тоже не стал), но Сычев — кумир, создатель российской теплофизики.

 

Я многому у него научился. Действовали не только его книги — неисчерпаемая личность Вячеслава Владимировича.

 

Ушел Сычев, ушла эпоха!

 

В историю, говорят, можно войти и выйти, а Вячеславу Владимировичу суждено остаться!!!

 

Сергей Захарович Сапожников, доктор технических наук, профессор

 

С Вячеславом Владимировичем мы познакомились в начале 2000-х гг. Меня по ротации ввели в экспертный совет РФФИ, а Вячеслав Владимирович заседал там давно и прочно. Среди народа весьма серьезного его выделяла легкая, ясная и очень точная речь. С удивлением узнал о его высшем дипломатическом ранге. Но это уже потом; тогда же просто порадовался знакомству и тому, что, вроде бы, вызвал некую ответную расположенность. Она, при взаимности, крепла; обстоятельства сводили на защитах диссертаций, а потом я и в гости попал к Сычевым — Елене Николаевне и Вячеславу Владимировичу — превосходным носителям московского гостеприимства. В Москве бывал нечасто, потому большей частью общались мы по телефону, умеренно долго и неизменно приятно.

 

Термодинамик я почти никакой, но уровень собеседника поражал даже в тех мелочах (для него), какие пролезали в разговоры. Впечатление то же: легкость, ясность, простота глубоких мыслей и выразительных слов.

 

Удивляла библиотека. В просторной квартире книг было немало, но профессиональные интересы целиком отражало собрание в кабинете. Вдоль стены и до потолка — книжный шкаф, это примерно три на четыре метра. Там — «вся термодинамика», включая единственную в стране книгу Клаузиуса. С грустью думаю теперь о дальнейшей судьбе собрания.

 

Рис. 6. В лаборатории сверхпроводящих магнитных систем. Присутствуют М.В. Келдыш, В.А. Кириллин, М.Д. Миллионщиков (1964 г.).

 

Чаще говорили о разном. Запомнилось, как тепло говорил Вячеслав Владимирович о родителях, учителях — школьных, институтских, из «взрослой жизни». Все, о ком шла речь, вставали как живые; даже внешность легко додумывалась. Вячеслав Владимирович был, среди многого прочего, знатоком российских орденов. Я рассказывал то, что знал из военной истории XIX века, и слушателя находил внимательного и благодарного.

 

Своим пунктиком, переводами, снабжал Вячеслава Владимировича регулярно; он много расспрашивал и неподражаемо слушал. Иногда читали друг другу по памяти советские стихи (оба ими увлекались). И вот тут проступало едва ли не главное: поразительная память Сычева на людей, события и даже не знаю, на что еще — совершенно юная до конца долгой жизни.

 

К сожалению, в последние годы Сычеву крепко нездоровилось. Он бодрился, и по телефону казалось, что собеседнику не больше тридцати. Часто беспокоить не решался, но всякий разговор становился праздником. Судя по голосам — нередко трубку брала Елена Николаевна — им обоим эти звонки тоже поднимали настроение.

 

Теперь на душе холодно и пусто. С этим борется, однако, и радость: был знаком с человеком истинно превосходным во всех проявлениях, многое узнал, впитал, многому научился. Допускаю, что и Вячеславу Владимировичу порой бывало нескучно.

 

Как не благодарить случай за ту первую встречу в скучной комиссии!

 

Юрий Альфредович Кузма-Кичта, доктор технических наук, профессор

 

14 февраля 2023 года был день влюбленных, и в этот день не стало дорогого нам Вячеслава Владимировича Сычева. Это огромное горе для близких, друзей и коллег. Выражаю самые глубокие чувства сопереживания всем близким Вячеслава Владимировича.

 

Рис. 7. В лаборатории сверхпроводящих магнитных систем (1964 г.).

 

Последний раз я говорил с Вячеславом Владимировичем 8 февраля. В августе, затем в январе он перенес два ковида. Не вставал все это тяжелое время. Телефон ему передала Елена Николаевна. Он ответил на мое поздравление с Днем науки и произнес свои любимые слова: «Мы обязательно прорвемся!».

 

Вячеслав Владимирович — необычайно талантливый и разносторонне одаренный человек, гениальный термодинамик. Но особо выделяло его среди выдающихся людей умение выразить мысль очень лаконично и четко.

 

Вячеслав Владимирович закончил кафедру Инженерной теплофизики МЭИ, и это во многом определило его блестящую карьеру.

 

Учебник «Термодинамика», написанный им совместно с В.А. Кириллиным и А.Е. Шейндлиным, выдержал много изданий, получил много премий; в этом знамение времени.

 

Дом у Сычевых был гостеприимный; Елена Николаевна замечательно готовит. Вячеслав Владимирович — необычайно интересный рассказчик. И это не удивительно, ведь он родился в Одессе! Леонид Утесов говорил: «Многие хотят родиться в Одессе, но не всем это удается».

 

Вячеслав Владимирович вспоминал с большой гордостью и теплотой о родителях, учебе в МЭИ, работе в ИВТАН, СЭВ и других организациях, где он проявил себя как выдающийся организатор и специалист.

 

В гостях у Сычевых, к счастью, мне удалось записать некоторые воспоминания хозяина. И теперь есть возможность послушать и вспомнить дорогого Вячеслава Владимировича!

 

Рис. 8. На переговорах с Пересом де Куэльяром, генеральным секретарем ООН (1984 г.).

 


 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, связанного с подготовкой и публикацией статьи.

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования и подготовке публикации.

Вклад авторов. Все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies