The study of reciprocating compressors at the department "Vacuum and compressor technology"

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Research and development of reciprocating compressors at the Department of Vacuum and Compressor Technology (E5) was carried out under the guidance of professors V.D. Lubents and P.I. Plastinin. The article considers only the results of research works carried out for the first time in Russia (USSR), which are of scientific novelty and of fundamental importance for the development of compressor engineering. Bauman, is a logical continuation of the anniversary article by K. E. Demikhov and P. I. Plastinin "Training of specialists and scientific schools of the department", published in the journal "Refrigeration Technology" No. 2 for 2001.

Full Text

Сильфонные поршневые компрессоры стали первой научно-исследовательской разработкой в этой области после выделения кафедры 95 из кафедры «Холодильные и компрессорные машины и установки» в 1961 г. (А. Н. Волчков). Работа носила пионерский характер, так как микрома шин подобного типа тогда не существовало. Был проведен анализ основных электромагнитных и механических схем герметизации рабочей полости цилиндра, который показал, что наиболее эффективно герметизацию на существовавшем уровне развития техники и технологии можно осуществить при помощи сильфона. Были созданы экспериментальные установки, позволившие исследовать основные потери в поршневом микрокомпрессоре, связанные с утечками через поршневое уплотнение, потери на механическое трение и потери от дросселирования газа в органах распределения. В результате предложена оригинальная конструкция компрессора с сильфонной схемой герметизации и создан поршневой микрокомпрессор с сильфонным уплотнением рабочей полости. В ходе этой работы был уточнен метод расчета гидро- формованного сильфона с учетом переменности толщины стенки и усовершенствован расчет торообразных оболочек методом степенных рядов, проведено экспериментальное исследование напряженного состояния тонкостенного металлического сильфона в специфических для микрокомпрессоров условиях работы.

Компрессор К -1 был внедрен в производство на Сумском насосном заводе.

Математическая модель поршневого компрессора была разработана впервые в СССР в конце 60-х начале 70-х годов П.И. Пластининым и А.К.Твалчрелидзе.

Модель описывала работу многоступенчатого компрессора с цилиндрами двойного действия и впервые позволила смоделировать индикаторные диаграммы действительного компрессора, а также получить зависимости производительности, потребляемой мощности и удельного расхода энергии от его основных размеров и параметров. С се помощью была решена задача оптимизации основных геометрических размеров многоступенчатых поршневых компрессоров и определены принципиально новые положения: с увеличением числа оборотов коленчатого вала оптимум удельного рас хода энергии становится более ярко выраженным; оптимальные значения отношения хода поршня к диаметру цилиндра двух- и многоступенчатых компрессоров значительно отличаются от значений таковых для одноступенчатых машин.

Эти положения обусловили развитие конструкций поршневых компрессоров на несколько десятилетий не только в СССР, по и за рубежом. Разработанная математическая модель многоступенчатого поршне вою компрессора используется до сих пор.

Дальнейшие исследования поршневых компрессоров на кафедре были в основ ном связаны с совершенствованием математических моделей происходящих в них процессов и с созданием уникальных конструкций.

Регенеративный характер теплообмена между газом и стенками цилиндра был принят при разработке математической модели поршневого компрессора, что позволило принципиально по-новому подойти к проектированию быстроходных поршневых компрессоров, а имен но выполнить цилиндры без охлаждения.

Межступенчатое охлаждение газа исследовалось с точки зрения взаимодействия ступеней сжатия и межступенчатых теплообменников. Была разработана математическая модель поршневого комп рессора общего назначения, позволившая имитировать «входные» и «выходные» параметры межступенчатого тепло обменника и определить их влияние на экономичность компрессора. При помощи численного эксперимента на модели была выявлена зависимость между удельным расходом энергии в компрессоре и основными параметрами работы межступенчатого теплообменника. По разработанной методике был спроектирован и изготовлен новый холодильник для серийно изготовлявшегося компрессора 2ВМ4-24/9. 

Влияние коротких трубопроводов на работу поршневых компрессоров было изучено в связи с отсутствием методов их расчета и невозможностью использовать в этом случае разработанные методы газодинамики неустановившихся потоков.

Предложена методика расчета колебания давления в полостях, соединенных коротким трубопроводом, основанная на инерционном движении столба газа в этом трубопроводе.

Оценка ненаблюдаемых параметров работы компрессора была следующей областью применения разработанных на кафедре математических моделей поршневых компрессоров. Известно, что коэффициенты расхода и теплоотдачи в ходе рабочих процессов меняются. Методика определения значений этих величин в динамике отсутствовала. На кафедре был проведен комплекс исследований по

оценке значений динамических коэффициентов расхода и теплоотдачи от газа к стенкам цилиндра, получаемых из математической модели путем идентификации динамики рабочего процесса. Разработка принципиально новой математической модели с использованием динамических коэффициентов позволила с достаточной степенью точности модели - ронять изменение температуры газа внутри рабочей полости цилиндра.

Экспериментальное определение полей температур рабочих полостей поршневых компрессоров с цилиндрами двойного действия диаметром от 125 до 620 мм по пилило задавать граничные условия при разработке математических моделей для компрессоров этого типа.

Не плоскопараллельное движение пластин кольцевых клапанов впервые в России было исследовано на кафедре Э5. Трех мерная модель движения пластины кольцевого клапана как системы с распределенными параметрами позволила исследовать влияние неоднородностей как внутренних (неоднородности самого клапана), так и внешних (неоднородности потока) на движение клапанной пластины. Было доказано, что пластина кольцевого клапана может двигаться не плоскопараллельно. При таком движении возникает эффект «хлыста», значительно увеличивающий скорость удара пластины о седло. Кроме того, наклонное движение пластины может привести к увеличению запаздывания закрытия шпана, т.е. к ухудшению объемных и энеретических характеристик компрессора.

Исследование объемных компрессоров с внутренним теплоотводом (с впрыском жидкости) было проведено совместно кафедрой Э5 и Омским политехническим институтом. Математическая модель рабочих процессов поршневого компрессора с впрыском жидкое и как в рабочую полость, так и во всасывающий трубопровод позволила определять изменение термодинамических параметров газовой и жидкостной фа з рабочего тела. Были получены основополагающие для последующего развития машин этого типа вы воды: увеличение количества впрыскиваемой жидкости, уменьшение с дисперсности и температуры уменьшают индикаторную мощность, но увеличивают потери мощности в газораспределительных органах и затраты мощности на впрыск жидкости, что обусловливает наличие оптимальных соотношений между пара метрами впрыскиваемой жидкости; уменьшение производительности компрессора при впрыске жидкости не посредственно в цилиндр вызвано увеличением продолжительности процесса расширения, несмотря на интенсивное охлаждение всасываемого газа; экономичность компрессора увеличивается при впрыске жидкости, имею щей прежде всего низкую плотность и затем высокую теплоемкость и теплоту парообразования; интенсивное охлаждение сжимаемого газа путем впрыска жидкости позволяет увеличить относительное повышение давления в ступени компрессора до 8—9, при этом индикаторный изотермический КПД имеет максимальное значение; с увеличением частоты вращения коленчатого вала эффективность впрыска жидкости уменьшается.

В связи с этим была разработана методика расчета оптимальных количеств впрыскиваемой слабо испаряющейся жидкости, обеспечивающих максимальную производительность и КПД комп рессора, а также общая методика расчета поршневого компрессора с внутрен ним теплоотводом. Впоследствии эти исследования были положены в основу докторской диссертации В.Е.Щербы.

Исследования технического уровня компрессорных машин. проводившиеся на кафедре, позволили разработать методы объективной оценки эффективности и качества компрессоров, не зависящие от субъективного выбора аналога. Эти методы дают возможность сравнивать компрессоры различных типов и определять области наиболее эффективного приме нения компрессорных машин конкретного типа. Разработанная на этой основе методика аппроксимации неизвестной формы взаимосвязи переменных на ЭВМ используется в настоящее время для решения многих инженерных и экономических задач. Были предложены также методики определения параметрической совместимости компрессорных машин и принципиально новый метод вероятностной комплексной оценки технического уровня с учетом всех известных, выпускаемых в мире компрессорных машин. Это позволило установить обоснованные сроки переаттестации компрессоров.

Система разработки математических моделей объемных компрессоров с использованием библиотек каркасов и модулей, предложенная П. И. Пластининым и Ф.Н.Смирновым. отвечает требованиям безболезненности изменения структур и составляющих модулей. При этом пони мается, что изменения программного продукта безболезненны, если они не нарушаю работоспособности отлаженных ранее версий программы, сопроводи тельной документации и не влекут за со

бой необходимости изменения окружения (существующих текстов программ и других первичных документов). Предусмотрено, что сборка программы для конкретной математической модели будет осуществляться посредством диалога пользователя с так называемым конфигуратором программ, во время которого пользователь задает исходные данные для расчета, а конфигуратор предлагает набор необходимых модулей и каркасов с учетом их совместимости и после одобрения пользователем - компоновку про граммы. В рамках этих работ был пред ложен язык образования идентификаторов физических величин и модулей. Исследования по созданию системы продолжаются.

Автоматизированная система измерений, сбора, хранения и обработки параметров поршневого компрессора (АСИ ПК), созданная на кафедре, была первой в России. АСИ П К соответствует требованиям ГОСТа и норм SO. Она даст возможность автоматизировать экспериментальное исследование быстроменяющихся давлений в рабочих полостях компрессора и динамики движения запорных органов самодействующих клапанов. Контроль параметров осуществляется с дистанционного пульта управления, расположенного в отдельном помещении. Разработанное программное обеспечение позволяет использовать АСИ ПК в составе сети ЭВМ. Параметры компрессора могут быть выведены на экран монитора и представлены в виде мнемосхемы, протокола, графиков и диаграмм.

Исследования поршневых компрессоров с управляемым законом движения поршня показали принципиально новое направление их совершенствования. Предсказанный ранее путь в этом направлении (разработка новых механизмов движения), был реализован русским изобретателем В.А.Конюховым. Исследования, проведенные на кафедре, показали, что существуют такие законы движения поршня, при которых значительно снижаются потери энергии в клапанах, и что имеются пути дальнейшего повышения КПД компрессора с управляемым законом движения поршня.

Более подробную информацию о приведенных в статье исследованиях и разработках, а также о библиографических источниках, в которых опубликованы их результаты, можно получить в МГТУ им.

Н.Э. Баумана на кафедре «Вакуумная и компрессорная техника» по адресу: 107005, Москва, 2-я Бауманская, д. 5, факультет « Энергомашиностроение», кафедра Э-5.

Тел. (095) 263-68-75

×

About the authors

P. I. Plastinin

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Dr. tech. sciences, prof.

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Plastinin P.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies