50 years in refrigeration engineering. For a long time and for a long time

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

At the end of the 1940s, the question arose of the need for widespread introduction of artificial cold in various sectors of the country's national economy. The refrigeration engineering industry was given the task of further developing and improving the designs of refrigeration machines and apparatuses, expanding their range with the use of new refrigerants and automation equipment.
In accordance with the Decree of the Council of Ministers of the USSR of November 14, 1949 No. 5226, it was decided to establish in 1950 the Central Design Bureau of Refrigeration Engineering (TsKB KhM) in order to develop modern refrigeration equipment, as well as to reconstruct the refrigeration engineering plants.

Full Text

Перед ЦКБ ХМ была постав лена задача - в наикратчайшие сроки провести полную модернизацию выпускаемого холодильного оборудования. В 50-х годах взамен горизонтальных тихоходных компрессоров типов ГМ и АГ и вертикальных аммиачных прямоточных типов ВП-60, ВП-80, ВП-110, ВП-180 была разработана новая гамма поршневых компрессоров, работающих не только на аммиаке, но и на новых хладагентах R12, R22.R11. R13.R142. Работа велась в тесном сотрудничестве с конструкторским бюро московского завода “Компрессор”. В этот период большую помощь в создании, испытании и исследовании новых машин и аппаратов оказали ВНИХИ и компрессорная лаборатория НИИхиммаша, а также кафедры холодильных машин МВТУ им. Н.Э.Баумана, Одесского и Ленинградского технологических институтов холодильной промышленности.

Под руководством Р.В. Павлова и Е. С. Гуревича была разработана градация поршневых компрессоров, охватывающая 4 базы, различающиеся по ходу поршня, диаметру и числу цилиндров, скорости вращения и исполнению. В первую базу вошли компрессоры типа ФВ-3, во вторую - ФВ-6, Ф У-12, ФУУ- 25, в третью - ФВ-20, АВ-20, ФУ-40, АУ-45, ФУУ-80, АУУ-85, в четвертую - АВ-100, Ф У-175, АУ-200, ФУУ-350, АУУ-400.

Развитие холодильного машиностроения шло в ногу с развитием рыбопромыслового флота, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, освоением космоса, технологического и комфортного кондиционирования воздуха, всех составляющих холодильной цепи - переработки, хранения, транспортировки скоро портящейся продукции.

Наряду с холодильными машинами на базе поршневых компрессоров все большее развитие стали получать холодильные машины на базе центробежных компрессоров и теплоиспользующие машины.

 

Новое здание ОАО « ВНИИхолодмаш-Холдинг» по Алтуфьевскому шоссе, 79А

 

Бурный рост компрессор строения обусловил необходимость выделения из компрессорного отдела самостоятельных отделов: поршневых компрессоров; центробежных компрессоров; теплоиспользующих машин; винтовых компрессоров.

ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ДУБРОВИН, председатель Совета директоров ОАО «ВНИИхолодмашем-Холдинг» Специализация коснулась и заводов по производству холодильного оборудования. Всего в стране более 22 заводов вы пускало холодильное оборудование по техдокументации, разработанной ВНИИхолодмашем.

В зависимости от назначения холодильное оборудование было разделено на два вида - специализированное и универ сальное.

Специализированные холодильные машины - одноцелевого назначения, используемые потребителями для конкретных условий работы.

Универсальные холодильные машины - многоцелевого на значения, рассчитанные на определенные диапазоны рабочих параметров, в связи с чем могут использоваться потребителями для разных целей при неодинаковых условиях работы.

Все универсальные и специализированные парокомпрессионные машины создавались на унифицированном базовом холодильном оборудовании - рядах унифицированных компрессоров (поршневых, винтовых, центробежных) и теплообменных аппаратов.

Всего за годы существования института перечисленными выше отделами было разработано:

  • Пять поколений поршневых компрессоров. Разработчиками поршневых компрессоров первого поколения (ФВ, ФУ, ФУУ, АВ, АУ, АУУ) были Е.С. Гуревич, А.А. Софер, Н.В.Романовский, И.Ф.Яцунов, первой базы (ФГ-2,8, ФГ-5,6) - В.В.Ефимова, Ю.К.Белов, (ПГ5, ПГ1) Л.А.Савицкая, В.Б.Клименко, О.Д.Скляренко; второй базы (ПБ7, ПБ10, ПБ14, ПБ20, ПБ28, ПБ35) - М. А. Малахова, Р.П.Федюнина, В. С. Буряк; третьей базы (П40, П80.ПБ40, ПБ80) В.В.Катерухин, А.Б.Калеткина. Н.А.Бабанов; четвертой базы (П110, П220, ПБ110, ПБ220) Б.П.Коновалов, А Н.Алексеев, А.А.Вишкова.

Ротационные многопластинчатые поджимающие компрессоры. Получили широкое распространение в 60-е годы для низкотемпературных установок большой производительности, испытательных комплексов и рефрижераторных судов.

При освоении производства самых крупных машин этого типа на Сумском машиностроитель ном заводе ярко проявился та лант одного из их создателей инженера В.С.Шумова.

Три поколения винтовых компрессоров. Начиная с 1971 г. отделом винтовых холодильных машин, которым более 20 лет руководил Г.А.Канышев, а за тем Д. Г. Криницкий, были разработаны и освоены на Читинском машиностроительном за воде бессальниковые винтовые агрегаты АВБ160С, АВБ40С, АВ40С для объектов ВМФ. Созданные совместно с СКБК и освоенные на Казанском комп рессорном заводе винтовые агрегаты 5ВХ-350 в аммиачном и фреоновом исполнении нашли широкое применение на судах рыбопромыслового флота.

Одновременно совместно с СКБК и московским заводом “ Компрессор" разрабатывались винтовые агрегаты А350-7- 1 (3), АД130-7-5, А280-7-1 (3), А410-7-1 (3) и их модификации.

С начала 80-х годов для рыболовного флота были созданы агрегаты с вертикальными винтовыми компрессорами на R22 в высоко- и низкотемпературном исполнении 21ВБ50-2-1 (5)ОМ4, а также 21ВБ100-2-1(5) ОМ4.

Начались разработка винтовых холодильных агрегатов шестой и седьмой баз и освоение их производства на заводе “Пензкомпрессормаш" - это агрегаты 21А1600-7-1 (3), 21А800-7-1 (3). АН600-7-5. В

последующие годы были созданы и освоены в производстве агрегаты меньшей производи тельности - А360-7-1 (3), АД300-7-5, а также теплонасосные агрегаты на R1426 на четвертой, шестой и седьмой базах.

В конце 80-х годов началась разработка нового профиля ро торов, который был применен в аммиачном компрессоре А130-

7-1 (3) для завода “РУМО” (Нижний Новгород).

В создании винтовых компрессоров принимали активное участие Н.Г.Бурданов, Н.И.Елистра това, А. Р.Долгопятов, Е.Н.Ляпоров.

  • Три поколения холодильных фреоновых машин с центробежными компрессорами, холодильных аммиачных и пропановых турбоагрегатов. Производство их освоено на Казанском компрессорном заводе.

Первые фреоновые холодильные машины с центробежными компрессорами ХТМ-2-1 иХТМ- 3-1 были разработаны в конце 50-х годов для завода синтетического каучука в г. Тольятти.

В 60-е годы с учетом полученного опыта освоено производство холодильных машин типа ХТМФ производительнос ью до 4,0 МВт при температуре кипения от +3 до -20 °C, на базе которых созданы холодильные машины специального назначения, в том числе морс кого исполнения.

В начале 70-х годов впервые в практике холодильного машиностроения был разработан типоразмерный ряд холодильных машин ТХМВ (20 типоразмеров), охватывающий диапазон холодопроизводительности от 2 до 8,5 МВт на двух хладагентах R12 и R22, а в начале 80-х годов осуществлена его модернизация. При создании ряда машин широко использовался принцип унификации, что позволило значительно сократить сроки освоения производства.

На базе ТХМВ были разработаны морские холодильные машины типа МТХМ с приводом от паровой турбины для военно- морского флота.

Особое значение имеет со здание в конце 60-х годов по заданию СО АН СССР первой в мире энергетической установки УЭФ 90/0,5, использующей тепло геотермальной воды.

Первые турбокомпрессорные агрегаты аммиачные АТКА-1035 и пропановые АТКП-435-1600 были разработаны в начале 60-х годов для нужд химической промышленности. Дальнейшие разработки таких агрегатов осуществлялись под конкретные производства: агрегат АТКА- 545 был изготовлен для завода «Наирит» в Ереване, ТАТКА-545/ 345 - для производства аммиака (1360 т/сут).

В 1981 г. завершены работы по созданию ряда пропановых и аммиачных агрегатов с базовым корпусом четырехступенчатого компрессора ТП-5, а в 1985 г. началось проектирование нового базового корпуса пятиступенчатого компрессора АЦ-4. Освоение этих компрессоров обеспечило создание низкотемпературных холодильных машин (температура кипения до -70 °C).

Успешному решению задач по разработке и освоению холодильных машин и холодильных центробежных компрессоров во многом способствовало со здание в 1977 г. научно-технической базы расчета и проектирования на ЭВМ, основанной на математическом и физическом моделировании процессов, совершенствование которой продолжается и до настоящего времени.

Наличие этой базы обеспечило в 90-х годах решение таких важных задач, как перевод фреоновых холодильных машин на озонобезопасные хладагенты, а также доводку и модернизацию станций охлаждения газа (СОГ) на Ямбургской и Пуровской компрессорных станциях по заданию Газпрома.

В разработку холодильных центробежных компрессоров внесли большой вклад Е.З.Бухтер, А. В. Быков, И.М.Калнинь, Б.Л.Цирлин, А.Д.Теренина, Д.Л.Славуцкий, И.Я.Сухомли нов, А.Е.Попов, М.В.Головин, В. Ю. Иванов. » Два поколения теплоиспользующих машин. В 1964-1966 гг. на промышленном стен де Черниговского завода искусственного волокна прошли исытания первого опытно-промышленного образца абсорбционной бромисто-литиевой холодильной машины (АБХМ) производительностью 3 МВт, заложившей основу для разработки и производства машин этого типа в нашей стране.

Были разработаны и освоены на заводе “Пензхиммаш” ряд машин АБХА-1000, АБХА-2500, АБХА-5000 и их модификации АБХМВ-3000 и АБХМ-3000Т

С начала 90-х годов АО “ВНИИ- холодмаш-Холдинг” совместно с АО "Пензхиммаш” создало но вое поколение абсорбционных бромисто-литиевых холодильных машин и их модификаций для работы в режиме теплового насоса.

Судовое холодильное оборудование как для рефрижера торного флота, так и для судов военно-морского флота разрабатывалось в судовом отделе- одном из старейших отделов института. Ведущими специали стами его были В.В.Глухов, В.В.Катерухин, И.К.Савицкий, Л. И. Гришуткина, И.А.Смойловская, В.С.Шумов, В. Ю. М иронов.

  • Основные вехи в разработке судового холодильного оборудования:
  • В конце 50-х годов - холодильные установки для транс портных рефрижераторов типов “Сибирь” и “Актюбинск". • Начало 60-х годов - холодильная установка для больших морозильных траулеров на базе блок-картерных двухступенчатых компрессоров ДАУ-80.
  • Начало 70-х годов - крупнейшая холодильная установка общей рабочей холодопроизво дительностью 6400 кВт для уникальной плавбазы “Восток” на основе ротационных компрессоров РАБ-300С и поршневых АУУ-400.
  • Середина 70-х годов - первая отечественная холодильная установка на R22 общей холодопроизводительностью 700 кВт при tQ = -42 С с шестью винтовыми компрессорами 5ВХ350/ 5ФС с системой непосредствен ного охлаждения всех аппаратов-потребителей холода и на сосной схемой подачи хладагента в морозильные аппараты для большого автономного траулера типа “Горизонт”.
  • 80-е годы - высоко- и низкотемпературные винтовые компрессорно-конденсаторные агрегаты типов 21АК100 и 21АК50 на R22 и холодильная машина 21МКТ100.
  • Конец 70-х годов - 90-е годы - широкая номенклатура полностью автоматизированных моноблочных холодильных машин типа МХМВ холодопроизводительностью от 73 до 290 кВт на базе винтовых компрессорных агрегатов на R22 для использования в системах кондиционирования воздуха и термостатирования на судах военно- морского флота. Эти машины пришли на смену предыдущему поколению машин на базе поршневых компрессоров.
  • 1998 г. - разработана и изготовлена на опытном производстве института установка для охлаждения "блока полез ного груза” для международной программы “Морской старт” , а совместно с ЦКБ МТ "Рубин” созданы и внедрены в серийное производство специальные теплообменники-охладители для охлаждения тяговых двигателей скоростного электропоезда “Сокол”.

Основной направленностью отдела комплексных холодильных машин было создание холодильного оборудования для холодильной цепи: железнодорожных вагонов-рефрижераторов (ВР-1М , ВР18), авторефрижераторов (АР4, АР6), для охлаждения молока (МВТ20, ТХУ14), осушки зерна, камер созревания сыра (СРЮ), фруктоовощехранилищ (ФХ9, ФХ18, ФХ40, ХМФ-32, ФХ-80П), стационарных камер и систем кондиционирования воздуха (МКТ14, МКТ20, МВТ18, МВТ25,МКТ28), технологических камер мясокомбинатов и молочных заводов (М КВ12, М ВВ12, МКВ18), централизованного и децентрализован юго охлаждения объектов общественного питания, торговли. Кроме того, разрабатывались тепловые насосы (НТ100), автономные кондиционеры - промышленные, шахтные, крановые, специальные и т.д. В создании этого оборудования участвовали сотрудники отдела - крупные специалисты по направлениям - В.И. Говердовская, Е.П. Уткин, А.М. Егоров, Л.Л. Генин под непосредственным руководством начальников отдела В. Я. Шинки и А.А.Раева.

Специалистами проектного отдела разрабатывалась проектная документация для объектов, находящихся как в нашей стране, так и за рубежом, с использованием холодильного оборудования, созданного и изготовленного на заводах отрасли. Только в Москве таких объектов насчитывается более 100. Среди них - телецентр в Останкино, телерадиоцентр для проведения Олимпиады -80, цирк на проспекте Вернадского, ледяной каток АЗЛК, Олимпийский спортивный комплекс на проспекте Мира, здание ТАСС, ряд крупных гостиниц и др. В целом же по стране по проектам отдела оснащены нефтеперерабатывающие за воды в Новополоцке, Омске, Перьми, Волгограде, Ангарске, заводы по производству синтетического каучука в Стерлитамаке, Нижнекамске, Ереване (Армения) и во многих других городах.

Отдел в течение многих лет возглавляла крупный инженер и проектировщик Т.В.Гоголина, пользовавшаяся большим авторитетом у специалистов. Под ее руковод ством работали В.Н.Кроткое, Т. Е. Канышева, М. Е. Ануфриев и др.

Рост потребности в технике специального назначения обусловил необходимость организации отдела систем терм о статирования, в котором первоначально разрабатывались установки для имитации окружающей среды. На базе низко температурных холодильных компрессоров были созданы и внедрены холодильные установки ФДС-2.5-70А, Ф КМ -25- 90А, климатические терм ока меры ТКСИ 01-70, ТКСИ 02-80, ТКШО-015-100, высотная барокамера ТЕК 04-70. Эти установки поддерживали температуру от - 50 до - 90 °C при разрежении внутри камеры до 1 мм рт. ст. (что соответствует высоте 30 км). Были разработаны уникальные термобарокамеры ТБК-12 для Института авиационной и космической медицины и ТБК-60 для КБ им. Туполева.

Для испытаний военного оружия был создан комплекс ТБС- 1703.

С началом освоения космического пространства разрабатывались установки для наземных комплексов подготовки космических аппаратов. К этому времени институт стал головной организацией по созданию систем термостатирования наземных комплексов ракетно- космической техники для космодромов "Байконур", “ Капустин-Я р” и “ Плесецк” . Особой гордостью отдела стало участие в проекте “Энергия-Буран". От делом разрабатывались и системы термостатирования для таких объектов, как “ Протон” различных модификаций для запусков космических аппаратов, долговременных орбитальных станций, космических аппаратов для исследования даль него космоса, Луны, Марса, Венеры, спутников телевидения, связи и т. д.

Совместно с другими отдела ми и лабораториями института отделом систем термостатирования создано несколько поколений систем холодоснабжения для пунктов управления различного уровня. В настоящее время освоен новый тип системы (индекс "М ” ), отличие которой от предыдущей состоит в применении озонобезопасного хладагента и винтовых компрессоров, обладающих более высокими показателями надежности и ресурса, а также самостоятельно разработанной и изготовленной системой управления. Опытный образец системы изготовлен на собственной производственной базе.

Изготовление и отработка опытных образцов и малых серий систем термостатирования и холодоснабжения для ракет но-космической техники осуществляется на опытном производстве института.

Проводятся работы и по научно-техническому сопровождению на объектах эксплуатации (авторский и гарантийный надзор и т.д.). В этой работе наряду с сотрудниками отдела систем термостатирования, фамилии которых приведены в публикуемой в этом номере журнала статье начальника отдела

×

About the authors

I. Savitsky

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

General Director of OAO VNIIkholodmash-Holding

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. The new building of OJSC "VNIIholodmash-Holding" at Altufevskoe shosse, 79A

Download (1MB)

Copyright (c) 2022 Savitsky I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies