laterAnalysis of the energy efficiency of an environmental control system of a passenger aircraft by using the entropy-statistical method

Cover Page


Cite item

Full Text

Open Access Open Access
Restricted Access Access granted
Restricted Access Subscription or Fee Access

Abstract

BACKGROUND: Aviation designers are striving to increase fuel efficiency of aircraft, including by increasing the efficiency of aircraft environmental control systems by reducing losses in its components.

AIM: This study performs an entropy-statistical analysis of the environmental control system of a passenger aircraft assesses efficiency losses in the units included in it.

MATERIALS AND METHODS: A static mathematical model of an environmental control system with moisture content control was developed to calculate the system parameters in various operating modes, for which an entropy-statistical analysis was performed.

RESULTS: Using entropy-statistical analysis, the main units of the system were examined, their influence on the overall efficiency of the environmental control system was assessed, and the advantages of the given method of entropy-statistical analysis for such systems were outlined. The mathematical model was developed using the Matlab Simulink software package.

CONCLUSIONS: A static mathematical model of an environmental control system with a three-wheel air cycle machine unit and a “loop” high-pressure dehumidification system was developed. An entropy-statistical analysis of the system was performed. The influence of the units included in the system on the efficiency of the system as a whole was assessed.

Full Text

Условные обозначения

P - давление (кПа)

- газовая постоянна для воздуха (287 Дж×кг-1×K-1)

T - температура (K)

k - оказатель адиабаты для воздуха (1,41)

i - Энтальпия (Дж×кг-1)

S - Энтропия (Дж×кг–1×K-1)

G - Расход воздуха (кг×с-1)  

η - КПД узла

ОБОСНОВАНИЕ

В современной авиации невозможно представить себе пассажирские самолеты без современной системы кондиционирования воздуха (СКВ). Данные системы решают различные задачи в области жизнеобеспечения и комфортного существования человека во время полета самолета. Параметры окружающей среды при эксплуатации самолета меняются в широком диапазоне. СКВ предназначена для регулирования таких параметров воздуха как температура, давление, расход, влагосодержание. На различных режимах полета она может работать как в режиме охлаждения, так и в режиме обогрева. При проектировании СКВ необходимо соблюдать следующие требования к ним: массогабаритные показатели, надежность, эффективность. Эти параметры существенно влияют на итоговую стоимость СКВ, затраты на ее обслуживание, эксплуатацию.

Существует большое количество возможных вариантов схемных решений СКВ. В данной статье анализируется схема с трехколесным турбохолодильным агрегатом (турбохолодильником) с петлевым влагоотделением на высоком давлении. Влага имеет большое влияние на эффективность работы СКВ [1]. Но, помимо этого, она так же влияет на конструктивные особенности и варианты режимов работы СКВ. Наличие влаги при работе СКВ на отрицательных температурах приводит к ухудшению эффективности теплообменных аппаратов вследствие их обмерзания, что вынуждает вводить дополнительные агрегаты для решения этой проблемы, а также ограничивает диапазон рабочих режимов. Схема СКВ с петлей влагоотделения на высоком давлении является одним из вариантов борьбы с негативным влиянием влаги на СКВ. Ниже приведено описание математической модели подобной схемы для пассажирского самолета. Математические модели часто применяют для холодильных и криогенных систем [2, 3]. Рассматриваемая в настоящей работе модель позволяет проводить статический расчет СКВ на всех эксплуатационных режимах. На основе этой модели был проведен энтропийно-статистический анализ системы на выбранном режиме полета самолета. Данный метод был разработан в МГТУ им. Н.Э.Баумана [4]. На основе указанного метода активно проводят анализы различных криогенных систем [5–7]. Энтропийно-статистический метод анализа системы позволяет определить влияние эффективности отдельных агрегатов из состава СКВ на эффективность СКВ в целом.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Основной целью настоящей статьи является выполнение энтропийно-статистического анализа системы кондиционирования воздуха пассажирского самолета для оценки потерь эффективности в агрегатах, входящих в нее.

ОПИСАНИЕ РАБОТЫ СИСТЕМЫ

СКВ пассажирского самолета — это система, предназначенная для регулирования температуры, расхода и влагосодержания воздуха, подаваемого в самолет. В данной статье рассматривается работа СКВ с трехколёсным турбохолодильным агрегатом (турбохолодильником) и петлевой схемой влагоотделения на высоком давлении. Схема СКВ, анализ которой проводится в статье, представлена на рис. 1.

 

Рис. 1. Схема СКВ. В — ступень вентилятора турбохолодильника; ВО — влагоотделитель; К — компрессорная ступень турбохолодильника; ОК –— обратный клапан; РУ — регулирующее устройство для перепуска рабочего воздуха; Т — детандерная ступень турбохолодильника; ТОА 1 — первичный теплообменный аппарат; ТОА 2 — Вторичный теплообменный аппарат; ТОА 3 — перегреватель; ТОА 4 — конденсатор.

Fig. 1. ACS scheme. Vair cycle machine fan stage; VOwater collector; Kcompressor stage of the air cycle machine; OKcheck valve; RUcontrol device for bypassing working air; Texpander stage of the air cycle machine; TOA 1 — primary heat exchanger; TOA 2 — secondary heat exchanger; TOA 3 — reheater; ТОА 4 — condenser.

 

Источником сжатого воздуха в СКВ является компрессор газотурбинного двигателя (ГТД) самолета.

По рабочему тракту воздух поступает в первичный теплообменный аппарат (ТОА1), где происходит его охлаждение забортным воздухом. Пройдя его, рабочий воздух поступает в компрессорную ступень турбохолодильника (К), где происходит его дополнительное сжатие для улучшения, в последствии, отделения влаги. После этого, воздух поступает во вторичные теплообменный аппарат (ТОА2), где так же происходит теплообмен с забортным воздухом. Продувка первичного и вторичного теплообменных аппаратов (ТОА1 и ТОА2) обеспечивается за счет работы ступени вентилятора (В) турбохолодильника или набегающим потоком воздуха.

Далее воздух поступает в так называемую «петлю», состоящую из двух теплообменных аппаратов (ТОА3 и ТОА4), детандерной ступени турбохолодильника (Т) и влагоотделителя (ВО). В данной «петле» охлаждение рабочего воздуха по горячему тракту происходит за счет того же потока воздуха, после его охлаждения в детандерной ступени турбохолодильника. Рабочий воздух поступает в перегреватель (ТОА3), а затем в конденсатор (ТОА4). В данных теплообменных аппаратах происходит конденсация влаги, которая затем отделяется во влагоотделителе (ВО).

Дабы избежать попадания оставшейся влаги в ступень детандера, а также предотвратить преждевременную конденсацию последней, рабочий воздух поступает в перегреватель по холодному тракту, где подогревается, обеспечивая отвод теплоты от горячего тракта, и поступает в детандерную ступень (Т) турбохолодильного агрегата. В детандерной ступени (Т) происходит расширение и охлаждение рабочего потока воздуха, а совершаемая им при этом работа по валу турбохолодильного агрегата передается на компрессорную ступень (К) и ступень вентилятора (В). После этого основная часть потока воздуха поступает по холодному тракту в конденсатор (ТОА4) обеспечивая тем самым отвод теплоты от горячего тракта. Отведённая влага во влагоотделителе (ВО) поступает на впрыск в продувочный тракт вторичного теплообменника СКВ, увеличивая тем самым эффективность охлаждения в первичном и вторичном теплообмен- никах (ТОА1 и ТОА2).

Система кондиционирования воздуха может работать в двух режимах: охлаждения и обогрева. В режиме обогрева происходит регулирование температуры воздуха на выходе путем отвода горячего потока через регулирующее устройство (РУ) и подачи его на смешивание с потоком, выходящим из детандерной ступени (Т) турбохолодильного агрегата.К преимуществам данной схемы можно отнести небольшое количество агрегатов, необходимых для создания «петли», простоту, надежность, высокую технологичность агрегатов «петли», а так же применения в качестве хладагента в петле рабочего воздуха.

ОПИСАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Для анализа работы СКВ была разработана математическая модель системы в среде Matlab Simulink. В модели производится термодинамический расчет системы. Аналогичные расчеты систем и агрегатов проводились в работах [8–10]. Модель рассчитывает параметры узловых точек СКВ и некоторых параметров её узлов, в частности. Применение данной среды было обусловлено возможностью легкой замены составляющих агрегатов СКВ и тем самым унификации модели под аналогичные схемы. В данной схеме используются математические модели аппаратов с учетом характеристик работы их реальных аналогов. В модели использован метод последовательных итераций для расчета всей схемы в целом. Указанная модель учитывает влияние фазового перехода влаги на температуру рабочего воздуха (в частности, в ней учтено влияние фазового перехода при впрыске влаги в продувочный контур вторичного теплообменного аппарата, в иных теплообменных аппаратах в рабочем тракте и ступени детандера). Работа модели разделена на два блока. Блок № 1 рассчитывает работу первичного и вторичного теплообменных аппаратов, ступень компрессора, а также продувочный контур со ступенью вентилятора. Блок № 2 рассчитывает работу «петли» системы, включающей в себя перегреватель, конденсатор, влагоотделитель и ступень турбины. Каждый блок имеет свои итерационные параметры. Блок № 1 последовательно рассчитывает параметры основных узловых точек и подбирает расход продувочного воздуха. Блок № 2 определяет параметры узловых точек, количество отведенной влаги и мощность, отведённую от детандерной ступени турбохолодильника.

 

Рис. 2. Расчетная схема с точками.

Fig. 2. Design diagram with points.

 

Координация работы этих двух блоков идет так же через подбор параметров (входное давление, частота вращения вала турбохолодильного агрегата, регулировка обвода воздуха, если СКВ работает на режиме обогрева). Таким образом, расчет всей системы на каком-либо режиме происходит за счет множества последовательных итераций. В результате расчета математическая модель выдает параметры в каждой их своих точек, которые в дальнейшем и будут использованы для анализа работы всей системы в целом. Пример рассчитанной схемы приведён на рис. 2.

АНАЛИЗ РАБОТЫ СИСТЕМЫ

При разработке и производстве СКВ важно иметь подробное представление о работе такой системы. Для каждой СКВ необходимо проводить свой термодинамический расчет и анализ работы такой системы. В большинстве случаев эффективность работы СКВ анализируют по её энергопотреблению (а точнее, в основном по потреблению горячего воздуха). В МГТУ им. Н.Э. Баумана активно используется метод энтропийно-статистического анализа, с помощью которого можно подробно проанализировать работу СКВ на режимах охлаждения. Данный метод позволяет определить узлы, потери в которых имеют наибольшее влияние на эффективность СКВ, а также позволяет оценить перспективу улучшения этих узлов. В данной статье этот метод применен для анализа наземного режима охлаждения самолета, как наиболее нагруженного для СКВ. Методика расчета взята на основе работы [4]. Результаты расчета наземного режима СКВ по математической модели представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Расчетные параметры СКВ

Table 1. Calculated Parameters of ECS

Давление,

кПа

Температура,

К

Расход,

кг/ч

Влагосодержание

в виде пара,

г/кг сух. возд.

Влагосодержание

в виде капель,

г/кг сух. возд.

Энтальпия,

кДж/кг

Энтропия,

кДж/кг*К

Параметры Атмосферы

А

101,301

310

1185

18

-

310,303

6,898

Линия рабочего потока

0

304,65

473

1185

18

0

475,463

7,010

1

302,425

473

1185

18

0

475,465

7,012

2

280,602

378,994

1185

18

0

379,681

6,808

4

375,503

424,192

1183,8

18

0

425,504

6,838

6

348,652

314,583

1183,8

14,764

3,236

314,413

6,557

12

338,705

311,004

1183,8

12,522

5,478

310,818

6,553

13

329,388

298,716

1183,8

6,351

11,658

298,425

6,521

16

316,235

299,136

1163,8

6,931

0,816

298,88

6,534

17

315,514

305,103

1163,8

7,681

0,066

304,907

6,554

19

103,193

256,906

1144,1

0,916

6,832

256,887

6,704

20

101,301

275,423

1144,1

4,516

3,232

275,513

6,779

Продувочная линия

7

101,301

299,561

2788

22,45

0

299,796

6,864

8

99,639

348,887

2788

22,45

0

349,498

7,022

9

98,791

389,104

2788

22,45

0

390,154

7,135

10

101,3

396,283

2788

22,45

0

397,425

7,146

 

Расчёт показателей цикла по рабочему тракту осуществлялся по следующим формулам:

Удельная холодопроизводительность цикла:

qц = iAi2 · G2G0+i2i6 · G6G0+i17i19 · G19G0 = 42,189 кДжкг;

Минимальная удельная работа цикла:

lmin = qц · TATAT20 · lnTAT201+qц · TAT20T19 · lnT20T191= 9,512 кДжкг;

Реальная удельная работа двигателя:

lреалkk1 P0PAk1k1ηдв · RB · TA   = 160,881кДжкг;

Действительное значение холодильного коэффициента

ε = qцlреал = 0,262.

Удельные работы, необходимые для компенсации производства энтропий:
  • для двигателя

Δlдв=kk1R · TA · [(P0PA)k1k-1] · (1ηдв1 ) = 45,419кДжкг;

  • для первичного теплообменного аппарата

lтоа1=TA ·S9S8 · G9G0S1S2 · G2G0= 18,923кДжкг;

  • для вторичного теплообменного аппарата

lтоа2=TA · S8S7 · G8G0S4S6 · G6G0= 28,268кДжкг;

  • для компрессора

Δlкомп=kk1 · Rв · T2 · [P4P2k1k1] · 1ηкомп 1 = 12,306 кДжкг;

  • для влагоотделителя

lвлаг=TA · S16S13 · G16G0= 4,021кДжкг;

  • для учета теплообмена с окружающей средой

 lмним=[TA · SAS20iai20] · G20G0= 2,025кДжкг ;

  • для перегревателя

lтоа3=TA· S6S12 · G12G0S16S17 · G17G0= 7,261 кДжкг;

  • для конденсатора

lтоа4=TA · S20S19 · G19G0S12S13 · G13G0= 12,341 кДжкг;

  • для детандера

Δlдет=kk1 · Rв · T17· 1P19P17k1k · 1 ηтурб = 17,659кДжкг;

  • для учёта гидравлических потерь в трубопроводе перед первичным теплообменным аппаратом

lгидр=TA · S1S0 · G1G0= 0,654кДжкг;

Суммарная работа цикла

lcум=lmin+ lтоа1+ lтоа2+Δlкомп+lвлаг+lмним+Δlдет+lтоа3+lтоа4+lгидр,

lcум=158,388 кДжкг.

Погрешность расчета

lреалlсумlреал = 1,25%

Рабочий цикл представлен на T-S диаграмме на рис. 3, а соотношение работ для компенсации прироста энтропии на рис. 4.

 

Рис. 3. Рабочий цикл в T-S диаграмме.

Fig. 3. Duty cycle in the TS diagram.

 

Рис. 4. Соотношение работ для компенсации прироста энтропии по узлам.

Fig. 4. Ratio of work required to compensate for the increase in entropy across units.

 

ВЫВОДЫ

В результате настоящего исследования была разработана статическая математическая модель СКВ с трёхколесным турбохолодильным агрегатом и «петлевой» системой влагоотделения на высоком давлении. Данная модель позволяет быстро проводить расчеты системы на различных режимах полета, что упрощает разработку такой системы. По разработанной математической модели был проведен энтропийно-статистический анализ наземного режима, как наиболее нагруженного режима работы СКВ, и на его основе была проведена оценка влияния различных узлов на эффективность системы в целом. Результаты проведенного анализа показывают, что наибольшие значения удельной работы для компенсации производства энтропии получены в компрессоре двигателя, первичном и вторичном теплообменниках, детандерной ступени турбохолодильника.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Вклад авторов. Все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, связанного с подготовкой и публикацией статьи.

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования и подготовке публикации.

ADDITIONAL INFORMATION

Authorscontributions. All authors made a substantial contribution to the conceptual development and preparation of this article and read and approved the final version before publication.

Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.

Funding source. This study was not supported by external sources of funding.

×

About the authors

Igor V. Tishchenko

Bauman Moscow State Technical University; RPA “Nauka”

Email: iv.tischenko@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6094-8723
SPIN-code: 5630-4301

Cand. Sci. (Engineering), Associate Professor

Russian Federation, 1 Lefortovskaya Naberezhnaya, 105005 Moscow; 3rd st. Yamsky field, pos. 2 125124 Moscow

Sergey A. Abalakin

RPA “Nauka”

Email: sserviuss@gmail.com
ORCID iD: 0009-0001-9193-1147
SPIN-code: 7580-9545

Cand. Sci. (Engineering)

Russian Federation, 3rd st. Yamsky field, pos. 2 125124 Moscow

Vladislav I. Merkulov

Bauman Moscow State Technical University; RPA “Nauka”

Email: merkulov@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-3455-3709
SPIN-code: 8409-8754

Dr. Sci. (Engineering), Professor

Russian Federation, 1 Lefortovskaya Naberezhnaya, 105005 Moscow; 3rd st. Yamsky field, pos. 2 125124 Moscow

Anton A. Zharov

Bauman Moscow State Technical University

Email: zharov_a@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0001-9945-0850
SPIN-code: 8581-1809

Cand. Sci. (Engineering)

Russian Federation, 2nd Baumanskaya st., 5, 105005 Moscow

Artem V. Borisenko

Bauman Moscow State Technical University

Author for correspondence.
Email: borart@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-4818-3702
SPIN-code: 2859-5006

Cand. Sci. (Engineering)

Russian Federation, 2nd Baumanskaya st., 5, 105005 Moscow

References

  1. Antonova NV, Dubrovin LD, Egorov EE, et al. Design of aviation air conditioning systems. Moscow: Mashinostroenie; 2006. (In Russ.)
  2. Strizhenov EM, Chugaev SS, Zherdev AA. Mathematical Model of The Process of Circuit Charging of an Adsorption Methane Storage System. Chemical and Petroleum Engineering. 2019;54(9–10):760–770. doi: 10.1007/s10556-019-00545-5
  3. Navasardyan ES, Antonov EA, Arkharov IA, et al. Modeling of Processes in Microcryogenic Gas Cooler. Chemical and Petroleum Engineering. 2016;51(9):649–655. doi: 10.1007/s10556-016-0101-0
  4. Arkharov AM. Fundamentals of cryology. Entropy-statistical analysis of low-temperature systems. Moscow: MGTU im NE Baumana; 2014. (In Russ.)
  5. Arkharov AM, Semenov VY, Krasnonosova SD. An Entropy-Statistical Analysis of a Natural Gas Liquefaction Plant with External Nitrogen Cooling Cycle. Chemical and Petroleum Engineering. 2016;51(11–12):725–735. doi: 10.1007/s10556-016-0113-9
  6. Arkharov AM, Semenov VY, Krasnonosova SD. Methodology of Statistical Entrophy Analysis of Small-Scale Natural Gas Liquefiers. Chemical and Petroleum Engineering. 2016;51(9):665–673. doi: 10.1007/s10556-016-0103-y
  7. Gareeva DT, Lavrov NA. Entropy Production and Energy Loss During Mixing of Gases. Chemical and Petroleum Engineering. 2016; 51(11–12):759–764. doi: 10.1007/s10556-016-0118-4
  8. Tishchenko IV, Zharov AA, Nikolaev VS, et al. Mathematical modeling of plate-fin heat exchanger in aircraft environmental control system. AIP Conference Proceedings. 2019;2195:020074 doi: 10.1063/1.5140174
  9. Zharov AA, Leonov VP, Tishchenko IV, et al. Designing a turbomachine of environmental control system for missile-carrier aircraft of air launch systems. AIP Conference Proceedings. 2019;2171:030012. doi: 10.1063/1.5133178
  10. Merkulov VI, Tishchenko IV, Abalakin SA. Entropy-statistical analysis of the air conditioning cycle of an aircraft. Izvestiya MGTU MAMI. 2020;14(3):29–35. doi: 10.31992/2074-0530-2020-45-3-29-35

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. ACS scheme. V — air cycle machine fan stage; VO — water collector; K — compressor stage of the air cycle machine; OK — check valve; RU — control device for bypassing working air; T — expander stage of the air cycle machine; TOA 1 — primary heat exchanger; TOA 2 — secondary heat exchanger; TOA 3 — reheater; ТОА 4 — condenser.

Download (84KB)
3. Fig. 2. Design diagram with points.

Download (275KB)
4. Fig. 3. Duty cycle in the T–S diagram.

Download (140KB)
5. Fig. 4. Ratio of work required to compensate for the increase in entropy across units.

Download (94KB)

Copyright (c) 2021 Eco-Vector

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies