О необходимости присоединения Российской Федерации к Копенгагенской, Монреальской и Пекинской поправкам к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой
- Авторы: Целиков В.Н.
- Выпуск: Том 93, № 1 (2004)
- Страницы: 24-27
- Раздел: Статьи
- URL: https://freezetech.ru/0023-124X/article/view/100853
- DOI: https://doi.org/10.17816/RF100853
- ID: 100853
Цитировать
Полный текст
Аннотация
За последние два года на внутреннем рынке России возросло потребление широко применяемых в холодильной технике регулируемых озоноразрушающих веществ, перечисленных в группе I приложения «С» к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, — гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) R21, R22, R141 b и R142b, что обусловлено следующими основными причинами: значительным сокращением запасов хлорфторуглеродов (ХФУ) RI 1, R12, R13, R113, созданных к моменту полного закрытия производства этих веществ на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением правительства от 20.12.2000 г. № 1000.
Полный текст
За последние два года на внутреннем рынке России возросло потребление широко применяемых в холодильной технике регулируемых озоноразрушающих веществ, перечисленных в группе I приложения «С» к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, — гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) R21, R22, R141 b и R142b, что обусловлено следующими основными причинами: значительным сокращением запасов хлорфторуглеродов (ХФУ) RI 1, R12, R13, R113, созданных к моменту полного закрытия производства этих веществ на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением правительства от 20.12.2000 г. № 1000;
• переходом существенной части производства и сервиса холодильной техники (в первую очередь бытовой) на альтернативные смесевые холодильные агенты и вспениватели для теплоизоляции на основе указанных выше ГХФУ.
Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР приняла на себя международные обязательства, вытекающие из Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (в дальнейшем — Монреальский протокол), и Лондонской поправки к нему, но к последующим поправкам (Копенгагенской, Монреальской и Пекинской) не присоединилась. До 2003 г. включительно это практически никак не сказывалось на экономике России. Однако продолжение политики «неприсоединения» в 2004 г. может привести к возникновению серьезных проблем у производителей холодильной техники, неизоляционных пенопластов и самих ГХФУ.
Если в ближайшее время Российская Федерация не ратифицирует Копенгагенскую, Монреальскую и Пекинскую поправки, то в соответствии с положениями Монреальского протокола она не будет рассматриваться другими Сторонами в качестве Стороны Монреальского протокола, что повлечет за собой запрещение импорта в Россию и экспорта из России ГХФУ и содержащей их продукции.
Этот запрет должен был вступить в силу уже с 01.01.2004 г., но Российская Федерация в сентябре 2003 г. обратилась к Сторонам Венской конвенции и Монреальского протокола с просьбой о предоставлении отсрочки для завершения процесса присоединения к этим поправкам. В соответствии с решением XV совещания Сторон Монреальского протокола (10-14.11.2003 г. в Найроби, Кения) Россия должна дополнительно до 31.03.2004 г. сообщить Сторонам Монреальского протокола о том, что она находится в режиме соблюдения международных обязательств по ГХФУ и присоединяется к указанным выше поправкам.
В противном случае для Российской Федерации возникнут проблемы, в первую очередь связанные с дефицитом ГХФУ-141b, используемого для вспенивания вместо ХФУ- 11. Переход на альтернативные вспениватели — горючий циклопентан, ГФУ-134а и др. — потребует огромных капиталовложений для переоснащения производства пенополиуретановой теплоизоляции (ППУ), что в ближайшее время практически невозможно. В ряде случаев ГХФУ-141b может применяться также как растворитель вместо запрещенного ХФУ-113.
Другой проблемой станет экспорт отечественного холодильного оборудования, изготовленного с применением ГХФУ как в чистом виде, так и в смесях, в холодильных системах машин и в их теплоизоляции.
Для оценки перспектив и последствий присоединения Российской Федерации к нератифицирован- ным в настоящее время поправкам к Монреальскому протоколу рассмотрим хронологию принятия документов по охране озонового слоя и их основное содержание.
Хронология международных мер по охране озонового слоя
Венская конвенция об охране озонового слоя (далее — Венская конвенция) была подписана от имени СССР 22.03.1985 г. и принята 18.06.1986 г. во исполнение постановления Совета Министров СССР от 07.05.1985 г. № 525 «О принятии СССР Венской конвенции об охране озонового слоя и о мерах по обеспечению выполнения обязательств Советской Стороны». Она имеет рамочный характер и не накладывает конкретных обязательств на подписавшие ее страны (Стороны) по сокращению производства и потребления озоноразрушающих веществ (ОРВ).
Монреальский протокол принят 16.09.1987 г. и вступил в силу 01.01.1989 г. Советский Союз подписал Монреальский протокол 29.12.1987 г. и принял его 10.11.1988 г. на основании распоряжения Совета Министров СССР от 10.12.1987 г. № 2663р «О подписании Советским Союзом Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой».
Постановлением Кабинета Министров СССР от 23.04.1991 г. № 198 СССР присоединился к Лондонской поправке 1990 г. к Монреальскому протоколу, которая вступила в силу (теперь уже для Российской Федерации) 13.01.1992 г. после сдачи ратификационной грамоты.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) 31.12.1991 г. получила от Постоянного представителя Российской Федерации ноту о том, что Российская Федерация продолжает членство бывшего СССР во всех конвенциях, соглашениях и других международноправовых документах, заключенных в рамках ЮНЕП или под ее эгидой. Были также представлены аналогичные ноты, касающиеся Венской конвенции и Монреальского протокола.
В соответствии с процедурой, изложенной в п. 9 статьи 2 Монреальского протокола, II, IV, VII, IX и XI совещания Сторон Монреальского протокола приняли некоторые корректировки* * *, касающиеся сокращения производства и потребления регулируемых веществ, перечисленных в приложениях к Протоколу. Эти корректировки, вступившие в силу для всех Сторон Монреальского протокола 07.03.1991, 23.09.1993, 05.08.1996, 04.06.1998 и 28.07.2000 гг., касаются в основном поправочных коэффициентов, норм и методов расчета уровней потребления различных регулируемых веществ.
На данный момент из 184 стран- Сторон Монреальского протокола Лондонскую (1990 г.), Копенгагенскую (1992 г.), Монреальскую (1994 г.) и Пекинскую (1999 г.) поправки приняли соответственно 166, 151,102 и 51 Сторона, и все они, таким образом, вступили в силу (Пекинская поправка — с 01.01.2001 г.).
Резюме мер, предусмотренных Копенгагенской поправкой
Копенгагенской поправкой установлены сроки и объемы потребления* регулируемых веществ, включенных в группу I приложения «С» к Протоколу (т.е. ГХФУ), для присоединившихся к ней Сторон:
» С 01.01.1996 г. по 31.12.2003 г. ежегодный расчетный уровень потребления ГХФУ, который устанавливается в качестве базового, не должен превышать суммы расчетного уровня потребления ГХФУ в 1989 г. и 3,1 % от расчетного уровня потребления регулируемых веществ, включенных в группу I приложения А (т.е. ХФУ). Для Российской Федерации уровень потребления ХФУ в 1989 г. составил (в тоннах озоноразрушающего потенциала, далее — т ОРП)** 100352 т ОРП, а ГХФУ — 1194т ОРП. Исходя из этого, расчетный базовый уровень потребления ГХФУ на период с 01.01.1996 г. по 31.12.2003 г. составляет 100352-0,031 + 1 194 = = 4304,91 т ОРП.
Начиная с 2004 г. ежегодный уровень потребления ГХФУ рассчитывается, исходя из полученного базового расчетного уровня потребления:
С 01.01.2004 г. по 31.12.2009 г. - не более 65% базового расчетного уровня потребления. Для Российской Федерации ежегодный уровень потребления ГХФУ в этот период составит 2798,19 т ОРП.
С01.01.2010 г. по 31.12.2014г. - не более 35% базового расчетного уровня потребления, что для Российской Федерации составит 1506,72 т ОРП.
С01.01.2015 г. по 31.12.2019 г.- не более 10% базового расчетного уровня потребления, что для Российской Федерации составит 430,49 т ОРП.
С 01.01.2020 г. по 31.12.2029 г. ежегодный расчетный уровень потребления ГХФУ не должен превышать 0,5% базового расчетного уровня потребления (для Российской Федерации — 21,25 т ОРП).
С 01.01.2030 г. ГХФУ не должны потребляться.
Таблица 1
Максимальные ежегодные уровни производства и потребления ГХФУ в Российской Федерации до 2030 г.
Годы | Максимальный ежегодный уровень производства*, т ОРП (Пекинская поправка) | Максимальный ежегодный уровень потребления, т ОРП (Копенгагенская поправка) |
1996-2003 | 4073,07 | 4304,91 |
2004-2009 | 2798,19 | 2798,19 |
2010-2014 | 1506,72 | 1506,72 |
2015-2019 | 430,49 | 430,49 |
2020-2029 | 21,25 | 21,25 |
2030 | 0,0 | 0,0 |
*Без учета производства ГХФУ, используемых в качестве сырья для ситеза других химических веществ, не подпадающих под Монреальский протокол (например, R22 для производства фторполимеров).
Рис. 1
Резюме мер, предусмотренных Монреальской поправкой
Каждая Сторона в течение трех месяцев после вступления в силу для нее Монреальской поправки к Монреальскому протоколу создает и внедряет систему лицензирования импорта и экспорта новых, использованных, рециркулированных и утилизованных регулируемых веществ, перечисленных в приложениях «А», «В», «С» и «Е» к Монреальскому протоколу.
Каждая Сторона в течение трех месяцев после даты введения ею системы лицензирования информирует Секретариат озоновых соглашений о создании и функционировании такой системы.
Российская Федерация явилась одной из первых стран в мире, в которой специальным решением правительства* введены жесткие меры контроля за импортом и экспортом не только ОРВ, но и содержащей их продукции. Действующая с 01.07.1996 г. система государственного контроля за международной торговлей ОРВ носит многоступенчатый характер: разрешения МПР России — лицензии Минэкономразвития России — таможенный контроль ГТК России. Поэтому в случае присоединения Российской Федерации к Монреальской поправке потребуется лишь внести незначительные изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые документы.
Резюме мер, предусмотренных Пекинской поправкой
Пекинской поправкой установлено, что производство регулируемых веществ, включенных в группу I приложения «С» к Протоколу (т.е. ГХФУ), для присоединившихся к ней Сторон, не действующих в рамках п. 1 статьи 5 (т.е. развитые страны), с 01.01.2004 г. замораживается на уровне, рассчитываемом как среднее арифметическое суммы расчетного уровня потребления Стороной ГХФУ в 1989 г. и 2,8% расчетного уровня потребления ХФУ в 1989 г. и суммы расчетного уровня производства ГХФУ в 1989 г. и 2,8% расчетного уровня производства ХФУ в 1989 г.
Расчетный уровень потребления ГХФУ в Российской Федерации в 1989 г. составил 1194 т О РП, ХФУ - 100352 т ОРП, а расчетный уровень производства ГХФУ - 1194 т ОРП и ХФУ - 105296 т ОРП. Тогда с 01.01.04 г. производство ГХФУ в России замораживается на уровне 4073,07 т ОРП.
Каждая Сторона, присоединившаяся к Пекинской поправке, должна:
• с 01.01.2004 г. ввести запрет на экспорт/импорт регулируемых веществ, включенных в группу I приложения «С» к Монреальскому протоколу, в любое государство/из любого государства, которое не является Стороной Монреальского протокола;
• в течение одного года с даты присоединения к Пекинской поправке ввести запрет на экспорт/импорт регулируемых веществ, включенных в группу III приложения «С» к Монреальскому протоколу, в любое государство/из любого государства, которое не является Стороной Монреальского протокола.
Поэтапное сокращение производства и потребления ГХФУ в России и прогноз ситуации на рынке
Из изложенного выше следует, что при присоединении к Копенгагенской и Пекинской поправкам Российская Федерация примет на себя соответствующие обязательства по сокращению производства и потребления ГХФУ (табл. 1).
Таким образом, максимальный разрешенный уровень производства ГХФУ в 2003 г. (без учета используемых в качестве сырья) в пересчете на ГХФУ-21 составлял 101826,75 мт; на ГХФУ-22 - 74055,82 мт; на ГХФУ-141Ь - 37027,91 мт; на ГХФУ-142Ь - 62662,62 мт.
В Российской Федерации производство регулируемых веществ группы 1 приложения «С» к Монреальскому протоколу сконцентрировано на четырех предприятиях, представленных в табл. 2.
Таблица 2
Производство ГХФУ в Российской Федерации
Вещество | ОРП | Предприятие - производитель | Проектная мощность, мт/год | Примечание |
R21 | 0,04 | ОАО «Галоген», г.Пермь | 100 |
|
ВОАО «Химпром», г.Волгоград | 200 |
| ||
R22 | 0,055 | ОАО «Галоген» | 12000 |
|
ВОАО «Химпром» | 12000 |
| ||
ОАО «Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П. Константинова», г. Кирово- Чепецк Кировской обл. | 20000 |
| ||
Rl4lb | 0,11 | ОАО «Алтайхимпром», г.Яровое Алтайского края | 2000 | Пуск производства намечен на I кв. 2004 г. |
Rl42b | 0,065 | ОАО «Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П. Константинова» | 2000 |
|
ОАО «Алтайхимпром» | 500 | Пуск производства намечен на I кв. 2004 г. |
На период с 01.01.2004 г. по 31.12.2009 г. указанные расчетные уровни производства ГХФУ должны быть уменьшены на 35%, а на период с 01.01.10 г. по 31.12.14 г. - на 65%, т.е. максимальный ежегодный уровень производства ГХФУ-22 (на него приходится свыше 80% от общего объема производства ГХФУ в стране в настоящее время) составит 25919,37 мт.
Российской химической промышленностью за 2002 г. и за 9 месяцев 2003 г. произведено ГХФУ соответственно 3631,6 мт и 3299,9 мт (в пересчете на ГХФУ-22 и за вычетом ГХФУ, использованных в качестве сырья для производства озонобезопасной продукции).
Таким образом, сегодня в стране производится ГХФУ, регулируемых Монреальским протоколом, значительно меньше, чем предельно допустимые уровни, устанавливаемые Копенгагенской и Пекинской поправками.
Возможный сценарий потребления ГХФУ с учетом тенденций развития их потребления в области производства и сервиса холодильной техники при соблюдении Российской Федерацией обязательств, вытекающих изКопенгагенской поправки к Монреальскому протоколу, может быть представлен на рисунке.
Выводы
Ограничения по производству и потреблению ГХФУ в Российской Федерации, вытекающие из Копенгагенской и Пекинской поправок к Монреальскому протоколу, не наносят российским производителям и потребителям этих веществ ущерба по сравнению с существующим сегодня положением.
Неприсоединение Российской Федерации к этим поправкам нанесет существенный вред отечественным предприятиям, в первую очередь предприятиям—производителям холодильного оборудования, а также службам сервиса вследствие прекращения импорта необходимых ГХФУ, а также вследствие прекращения экспорта продукции, изготовленной с использованием ГХФУ.
С учетом изложенного выше, а также того, что страны Европейского союза уже отказались от потребления ГХФУ и производства ГХФУ для внутреннего потребления, вопрос о присоединения Российской Федерации к Копенгагенской, Монреальской и Пекинской поправкам к Монреальскому протоколу следует решить положительно
и в самое ближайшее время с целью избежания санкций.
Принимая во внимание наметившиеся в настоящее время тенденции в производстве и потреблении ГХФУ в России, можно предположить, что только в 2015 - 2018 гг. потребуется принятие на уровне Правительства Российской Федерации дополнительных мер по квотированию производства ГХФУ, ограничению импорта ГХФУ (особенно из развивающихся стран) и стимулированию экспорта в рамках возможного (так как импорт снижает разрешенный
уровень производства этих веществ отечественными производителями, а экспорт — увеличивает), а также по получению разрешений Сторон Монреальского протокола на особо важные виды применения этих веществ.
* Корректировки вступают в силу через 6 месяцев после их принятия Совещанием Сторон Монреальского протокола. Поправки вступают в действие в срок, установленный на Совещании Сторон, при условии их ратификации не менее чем 20 Сторонами. Если к установленному сроку требуемое число ратификационных грамот не набирается, то поправки вступают в силу через 90 дней после того, как требуемое числе ратификационных документов будет получено.
*«Потребление» в рамках Монреальского протокола рассчитывается по формуле: «Потребление» = «Производство» - «Экспорт» + «Импорт» - «Сырье» - «Исключения для особо важных видов применения, утвержденные Сторонами Монреальского протокола».
** Перевод массы вещества из метрических тонн (мт) в тонны ОРП (т ОРП) производится путем умножения числа метрических тонн на величину озоноразрушающего потенциала данного вещества.
Об авторах
В. Н. Целиков
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
исполняющий обязанности директора Федерального центра геоэкологических систем (ФЦГС «Экология»)
РоссияСписок литературы
Дополнительные файлы
