On the need for the Russian Federation to join the Copenhagen, Montreal and Beijing amendments to the Montreal Protocol on Substances that Deplete the Ozone Layer

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Over the past two years, the consumption of controlled ozone-depleting substances widely used in refrigeration, listed in Group I of Annex C to the Montreal Protocol on Substances that Deplete the Ozone Layer, has increased in the domestic market of Russia - hydrochlorofluorocarbons (HCFCs) R21, R22, R141 b and R142b , which is due to the following main reasons: a significant reduction in the stocks of chlorofluorocarbons (CFCs) RI 1, R12, R13, R113, created by the time the production of these substances was completely closed on the territory of the Russian Federation in accordance with government decree No. 1000 of December 20, 2000.

Full Text

За последние два года на внутреннем рынке России возросло потребление широко применяемых в холодильной технике регулируемых озоноразрушающих веществ, перечисленных в группе I приложения «С» к Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, — гидрохлорфторуглеродов (ГХФУ) R21, R22, R141 b и R142b, что обусловлено следующими основными причинами: значительным сокращением запасов хлорфторуглеродов (ХФУ) RI 1, R12, R13, R113, созданных к моменту полного закрытия производства этих веществ на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением правительства от 20.12.2000 г. № 1000;

•    переходом существенной части производства и сервиса холодильной техники (в первую очередь бытовой) на альтернативные смесевые холодильные агенты и вспениватели для теплоизоляции на основе указанных выше ГХФУ.

Российская Федерация как правопреемник бывшего СССР приняла на себя международные обязательства, вытекающие из Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой (в дальнейшем — Монреальский протокол), и Лондонской поправки к нему, но к последующим поправкам (Копенгагенской, Монреальской и Пекинской) не присоединилась. До 2003 г. включительно это практически никак не сказывалось на экономике России. Однако продолжение политики «неприсоединения» в 2004 г. может привести к возникновению серьезных проблем у производителей холодильной техники, неизоляционных пенопластов и самих ГХФУ.

Если в ближайшее время Российская Федерация не ратифицирует Копенгагенскую, Монреальскую и Пекинскую поправки, то в соответствии с положениями Монреальского протокола она не будет рассматриваться другими Сторонами в качестве Стороны Монреальского протокола, что повлечет за собой запрещение импорта в Россию и экспорта из России ГХФУ и содержащей их продукции.

Этот запрет должен был вступить в силу уже с 01.01.2004 г., но Российская Федерация в сентябре 2003 г. обратилась к Сторонам Венской конвенции и Монреальского протокола с просьбой о предоставлении отсрочки для завершения процесса присоединения к этим поправкам. В соответствии с решением XV совещания Сторон Монреальского протокола (10-14.11.2003 г. в Найроби, Кения) Россия должна дополнительно до 31.03.2004 г. сообщить Сторонам Монреальского протокола о том, что она находится в режиме соблюдения международных обязательств по ГХФУ и присоединяется к указанным выше поправкам.

В противном случае для Российской Федерации возникнут проблемы, в первую очередь связанные с дефицитом ГХФУ-141b, используемого для вспенивания вместо ХФУ- 11. Переход на альтернативные вспениватели — горючий циклопентан, ГФУ-134а и др. — потребует огромных капиталовложений для переоснащения производства пенополиуретановой теплоизоляции (ППУ), что в ближайшее время практически невозможно. В ряде случаев ГХФУ-141b может применяться также как растворитель вместо запрещенного ХФУ-113.

Другой проблемой станет экспорт отечественного холодильного оборудования, изготовленного с применением ГХФУ как в чистом виде, так и в смесях, в холодильных системах машин и в их теплоизоляции.

Для оценки перспектив и последствий присоединения Российской Федерации к нератифицирован- ным в настоящее время поправкам к Монреальскому протоколу рассмотрим хронологию принятия документов по охране озонового слоя и их основное содержание.

Хронология международных мер по охране озонового слоя

Венская конвенция об охране озонового слоя (далее — Венская конвенция) была подписана от имени СССР 22.03.1985 г. и принята 18.06.1986 г. во исполнение постановления Совета Министров СССР от 07.05.1985 г. № 525 «О принятии СССР Венской конвенции об охране озонового слоя и о мерах по обеспечению выполнения обязательств Советской Стороны». Она имеет рамочный характер и не накладывает конкретных обязательств на подписавшие ее страны (Стороны) по сокращению производства и потребления озоноразрушающих веществ (ОРВ).

Монреальский протокол принят 16.09.1987 г. и вступил в силу 01.01.1989 г. Советский Союз подписал Монреальский протокол 29.12.1987 г. и принял его 10.11.1988 г. на основании распоряжения Совета Министров СССР от 10.12.1987 г. № 2663р «О подписании Советским Союзом Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой».

Постановлением Кабинета Министров СССР от 23.04.1991 г. № 198 СССР присоединился к Лондонской поправке 1990 г. к Монреальскому протоколу, которая вступила в силу (теперь уже для Российской Федерации) 13.01.1992 г. после сдачи ратификационной грамоты.

Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) 31.12.1991 г. получила от Постоянного представителя Российской Федерации ноту о том, что Российская Федерация продолжает членство бывшего СССР во всех конвенциях, соглашениях и других международноправовых документах, заключенных в рамках ЮНЕП или под ее эгидой. Были также представлены аналогичные ноты, касающиеся Венской конвенции и Монреальского протокола.

В соответствии с процедурой, изложенной в п. 9 статьи 2 Монреальского протокола, II, IV, VII, IX и XI совещания Сторон Монреальского протокола приняли некоторые корректировки* * *, касающиеся сокращения производства и потребления регулируемых веществ, перечисленных в приложениях к Протоколу. Эти корректировки, вступившие в силу для всех Сторон Монреальского протокола 07.03.1991, 23.09.1993, 05.08.1996, 04.06.1998 и 28.07.2000 гг., касаются в основном поправочных коэффициентов, норм и методов расчета уровней потребления различных регулируемых веществ.

На данный момент из 184 стран- Сторон Монреальского протокола Лондонскую (1990 г.), Копенгагенскую (1992 г.), Монреальскую (1994 г.) и Пекинскую (1999 г.) поправки приняли соответственно 166, 151,102 и 51 Сторона, и все они, таким образом, вступили в силу (Пекинская поправка — с 01.01.2001 г.).

Резюме мер, предусмотренных Копенгагенской поправкой

Копенгагенской поправкой установлены сроки и объемы потребления* регулируемых веществ, включенных в группу I приложения «С» к Протоколу (т.е. ГХФУ), для присоединившихся к ней Сторон:

» С 01.01.1996 г. по 31.12.2003 г. ежегодный расчетный уровень потребления ГХФУ, который устанавливается в качестве базового, не должен превышать суммы расчетного уровня потребления ГХФУ в 1989 г. и 3,1 % от расчетного уровня потребления регулируемых веществ, включенных в группу I приложения А (т.е. ХФУ). Для Российской Федерации уровень потребления ХФУ в 1989 г. составил (в тоннах озоноразрушающего потенциала, далее — т ОРП)** 100352 т ОРП, а ГХФУ — 1194т ОРП. Исходя из этого, расчетный базовый уровень потребления ГХФУ на период с 01.01.1996 г. по 31.12.2003 г. составляет 100352-0,031 + 1 194 = = 4304,91 т ОРП.

Начиная с 2004 г. ежегодный уровень потребления ГХФУ рассчитывается, исходя из полученного базового расчетного уровня потребления:

С 01.01.2004 г. по 31.12.2009 г. - не более 65% базового расчетного уровня потребления. Для Российской Федерации ежегодный уровень потребления ГХФУ в этот период составит 2798,19 т ОРП.

С01.01.2010 г. по 31.12.2014г. - не более 35% базового расчетного уровня потребления, что для Российской Федерации составит 1506,72 т ОРП.

С01.01.2015 г. по 31.12.2019 г.- не более 10% базового расчетного уровня потребления, что для Российской Федерации составит 430,49 т ОРП.

С 01.01.2020 г. по 31.12.2029 г. ежегодный расчетный уровень потребления ГХФУ не должен превышать 0,5% базового расчетного уровня потребления (для Российской Федерации — 21,25 т ОРП).

С 01.01.2030 г. ГХФУ не должны потребляться.

 

Таблица 1

Максимальные ежегодные уровни производства и потребления ГХФУ в Российской Федерации до 2030 г.

Годы

Максимальный ежегодный уровень производства*, т ОРП (Пекинская поправка)

Максимальный ежегодный уровень потребления, т ОРП (Копенгагенская поправка)

1996-2003

4073,07

4304,91

2004-2009

2798,19

2798,19

2010-2014

1506,72

1506,72

2015-2019

430,49

430,49

2020-2029

21,25

21,25

2030

0,0

0,0

*Без учета производства ГХФУ, используемых в качестве сырья для ситеза других химических веществ, не подпадающих под Монреальский протокол (например, R22 для производства фторполимеров).

 

Рис. 1

 

Резюме мер, предусмотренных Монреальской поправкой

Каждая Сторона в течение трех месяцев после вступления в силу для нее Монреальской поправки к Монреальскому протоколу создает и внедряет систему лицензирования импорта и экспорта новых, использованных, рециркулированных и утилизованных регулируемых веществ, перечисленных в приложениях «А», «В», «С» и «Е» к Монреальскому протоколу.

Каждая Сторона в течение трех месяцев после даты введения ею системы лицензирования информирует Секретариат озоновых соглашений о создании и функционировании такой системы.

Российская Федерация явилась одной из первых стран в мире, в которой специальным решением правительства* введены жесткие меры контроля за импортом и экспортом не только ОРВ, но и содержащей их продукции. Действующая с 01.07.1996 г. система государственного контроля за международной торговлей ОРВ носит многоступенчатый характер: разрешения МПР России — лицензии Минэкономразвития России — таможенный контроль ГТК России. Поэтому в случае присоединения Российской Федерации к Монреальской поправке потребуется лишь внести незначительные изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые документы.

Резюме мер, предусмотренных Пекинской поправкой

Пекинской поправкой установлено, что производство регулируемых веществ, включенных в группу I приложения «С» к Протоколу (т.е. ГХФУ), для присоединившихся к ней Сторон, не действующих в рамках п. 1 статьи 5 (т.е. развитые страны), с 01.01.2004 г. замораживается на уровне, рассчитываемом как среднее арифметическое суммы расчетного уровня потребления Стороной ГХФУ в 1989 г. и 2,8% расчетного уровня потребления ХФУ в 1989 г. и суммы расчетного уровня производства ГХФУ в 1989 г. и 2,8% расчетного уровня производства ХФУ в 1989 г.

Расчетный уровень потребления ГХФУ в Российской Федерации в 1989 г. составил 1194 т О РП, ХФУ - 100352 т ОРП, а расчетный уровень производства ГХФУ - 1194 т ОРП и ХФУ - 105296 т ОРП. Тогда с 01.01.04 г. производство ГХФУ в России замораживается на уровне 4073,07 т ОРП.

Каждая Сторона, присоединившаяся к Пекинской поправке, должна:

•   с 01.01.2004 г. ввести запрет на экспорт/импорт регулируемых веществ, включенных в группу I приложения «С» к Монреальскому протоколу, в любое государство/из любого государства, которое не является Стороной Монреальского протокола;

•   в течение одного года с даты присоединения к Пекинской поправке ввести запрет на экспорт/импорт регулируемых веществ, включенных в группу III приложения «С» к Монреальскому протоколу, в любое государство/из любого государства, которое не является Стороной Монреальского протокола.

Поэтапное сокращение производства и потребления ГХФУ в России и прогноз ситуации на рынке

Из изложенного выше следует, что при присоединении к Копенгагенской и Пекинской поправкам Российская Федерация примет на себя соответствующие обязательства по сокращению производства и потребления ГХФУ (табл. 1).

Таким образом, максимальный разрешенный уровень производства ГХФУ в 2003 г. (без учета используемых в качестве сырья) в пересчете на ГХФУ-21 составлял 101826,75 мт; на ГХФУ-22 - 74055,82 мт; на ГХФУ-141Ь - 37027,91 мт; на ГХФУ-142Ь - 62662,62 мт.

В Российской Федерации производство регулируемых веществ группы 1 приложения «С» к Монреальскому протоколу сконцентрировано на четырех предприятиях, представленных в табл. 2.

 

Таблица 2

Производство ГХФУ в Российской Федерации

Вещество

ОРП

Предприятие - производитель

Проектная мощность, мт/год

Примечание

R21

0,04

ОАО «Галоген», г.Пермь

100

 

ВОАО «Химпром», г.Волгоград

200

 

R22

0,055

ОАО «Галоген»

12000

 

ВОАО «Химпром»

12000

 

ОАО «Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П. Константинова», г. Кирово- Чепецк Кировской обл.

20000

 

Rl4lb

0,11

ОАО «Алтайхимпром», г.Яровое Алтайского края

2000

Пуск производства намечен на I кв. 2004 г.

Rl42b

0,065

ОАО «Кирово-Чепецкий химический комбинат им. Б.П. Константинова»

2000

 

ОАО «Алтайхимпром»

500

Пуск производства намечен на I кв. 2004 г.

 


На период с 01.01.2004 г. по 31.12.2009 г. указанные расчетные уровни производства ГХФУ должны быть уменьшены на 35%, а на период с 01.01.10 г. по 31.12.14 г. - на 65%, т.е. максимальный ежегодный уровень производства ГХФУ-22 (на него приходится свыше 80% от общего объема производства ГХФУ в стране в настоящее время) составит 25919,37 мт.

Российской химической промышленностью за 2002 г. и за 9 месяцев 2003 г. произведено ГХФУ соответственно 3631,6 мт и 3299,9 мт (в пересчете на ГХФУ-22 и за вычетом ГХФУ, использованных в качестве сырья для производства озонобезопасной продукции).

Таким образом, сегодня в стране производится ГХФУ, регулируемых Монреальским протоколом, значительно меньше, чем предельно допустимые уровни, устанавливаемые Копенгагенской и Пекинской поправками.

Возможный сценарий потребления ГХФУ с учетом тенденций развития их потребления в области производства и сервиса холодильной техники при соблюдении Российской Федерацией обязательств, вытекающих изКопенгагенской поправки к Монреальскому протоколу, может быть представлен на рисунке.

Выводы

Ограничения по производству и потреблению ГХФУ в Российской Федерации, вытекающие из Копенгагенской и Пекинской поправок к Монреальскому протоколу, не наносят российским производителям и потребителям этих веществ ущерба по сравнению с существующим сегодня положением.

Неприсоединение Российской Федерации к этим поправкам нанесет существенный вред отечественным предприятиям, в первую очередь предприятиям—производителям холодильного оборудования, а также службам сервиса вследствие прекращения импорта необходимых ГХФУ, а также вследствие прекращения экспорта продукции, изготовленной с использованием ГХФУ.

С учетом изложенного выше, а также того, что страны Европейского союза уже отказались от потребления ГХФУ и производства ГХФУ для внутреннего потребления, вопрос о присоединения Российской Федерации к Копенгагенской, Монреальской и Пекинской поправкам к Монреальскому протоколу следует решить положительно
и в самое ближайшее время с целью избежания санкций.

Принимая во внимание наметившиеся в настоящее время тенденции в производстве и потреблении ГХФУ в России, можно предположить, что только в 2015 - 2018 гг. потребуется принятие на уровне Правительства Российской Федерации дополнительных мер по квотированию производства ГХФУ, ограничению импорта ГХФУ (особенно из развивающихся стран) и стимулированию экспорта в рамках возможного (так как импорт снижает разрешенный
уровень производства этих веществ отечественными производителями, а экспорт — увеличивает), а также по получению разрешений Сторон Монреальского протокола на особо важные виды применения этих веществ.

 

* Корректировки вступают в силу через 6 месяцев после их принятия Совещанием Сторон Монреальского протокола. Поправки вступают в действие в срок, установленный на Совещании Сторон, при условии их ратификации не менее чем 20 Сторонами. Если к установленному сроку требуемое число ратификационных грамот не набирается, то поправки вступают в силу через 90 дней после того, как требуемое числе ратификационных документов будет получено.

*«Потребление» в рамках Монреальского протокола рассчитывается по формуле: «Потребление» = «Производство» - «Экспорт» + «Импорт» - «Сырье» - «Исключения для особо важных видов применения, утвержденные Сторонами Монреальского протокола».

** Перевод массы вещества из метрических тонн (мт) в тонны ОРП (т ОРП) производится путем умножения числа метрических тонн на величину озоноразрушающего потенциала данного вещества.

 

 

×

About the authors

V. N. Tselikov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

исполняющий обязанности директора Федерального центра геоэкологических систем (ФЦГС «Экология»)

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1.

Download (1MB)

Copyright (c) 2022 Tselikov V.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies