Циркуляция компрессорного масла в холодильной установке

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Особенностью фреоновых холодильных систем является применение масел, взаимно растворимых с хладагентом, что позволяет решить проблему возврата масла из системы в картер компрессора без приборов автоматики. На участках трубопровода (линии всасывания и нагнетания), где хладагент/масло имеют разные агрегатные состояния (пар/жидкость), возможна задержка масла.

Полный текст

Особенностью фреоновых холодильных систем является применение масел, взаимно растворимых с хладагентом, что позволяет решить проблему возврата масла из системы в картер компрессора без приборов автоматики. На участках трубопровода (линии всасывания и нагнетания), где хладагент/масло имеют разные агрегатные состояния (пар/жидкость), возможна задержка масла.

С предприятия-изготовителя компрессоры поставляются заполненными маслом. Как правило, этого количества масла недостаточно для нормальной работы системы, поэтому многие механики перед первым пуском в эксплуатацию масло доливают и контролируют его количество при пробных пусках по стеклу на картере компрессора.

Ориентировочно добавочный объем масла (сверх объема заполнения картера, маслоотделителя и т.д.) должен составлять ~ 3-5 % от количества хладагента (R22) в системе. При использовании полиэфирных масел с новыми хладагентами этот объем равен - 2-3 %.

Однако избыток масла может привести к повреждению деталей компрессоров из-за гидравлических ударов, а также к потере холодопроизводительности из-за скопления масла в испарителе.

В установках с одним компрессором при правильно подобранных трубопроводах возврат унесенного хладагентом масла в компрессор не составляет проблем. Задача решается укладкой трубопроводов с уклоном в сторону движения хладагента (-0,5%), правильным расположением компонентов системы (испаритель выше компрессора), использованием масляных петель или высокой скоростью движения (8-12 м/с) парообразного хладагента в вертикальных участках трубопровода .

Если длина вертикального трубопровода превышает 6 м, он должен быть разбит на участки длиной 4 м каждый с U-образными ловушками для масла. Ловушки делают максимально короткими, чтобы в системе не скапливалось масло.

Скорость газа во всасывающих трубопроводах системы непостоянна вследствие изменения числа работающих компрессоров при колебании тепловой нагрузки. Поэтому при любых нагрузках важно обеспечить гарантированный возврат масла в компрессор, что можно сделать применением двойного вертикального трубопровода.

Кроме того, желательно, чтобы возвращаемое масло равномерно и динамично распределялось между отдельными компрессорами в многокомпрессорных агрегатах.

Если возврат масла из маслоотделителя осуществляется во всасывающую трубу, то расстояние от этой точки до компрессора должно быть не менее 1 м.

Не рекомендуется смешивать масла разных марок, даже имеющих сходные технические характеристики, так как возможны непредсказуемые реакции различных (в том числе антифрикционных) добавок.

С появлением компрессоров, работающих с изменяющимися частотами вращения (например, VTZ фирмы Мапеигор) следует обратить внимание на проблему возврата масла при минимальных частотах вращения. В системах кондиционирования воздуха ее решают периодическим переключением на максимальную частоту вращения вала компрессора

В связи с опасностью образования кислоты при взаимодействии влаги с полиэфирным маслом, его следует ежегодно проверять на кислотность. Нельзя такое масло оставлять в открытой таре более 15 мин. Заменять масло рекомендуется после 20000...25р00 ч работы компрессора

×

Об авторах

В. В. Шишов

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

Главный инженер компании «Фармина»

 

Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шишов В.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.