У истоков становления развития отечественного холодильного транспорта

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Практически с первых лет своего существования ВНИХИ принимал самое активное участие в становлении и развитии холодильного транспорта в стране.

Полный текст

Практически с первых лет своего существования ВНИХИ принимал самое активное участие в становлении и развитии холодильного транспорта в стране.

В 1932 г. в институте был уже создан первый изотермический автофургон с сухоледным охлаждением, а в 1934 г. были спроектированы и изготовлены изотермические кузова на шасси ГАЗ-АА и ЗИС-12, которые охлаждались льдосоляной смесью. Их производство было организовано на одесском заводе “Фригатор” .

В 1935 г. во ВНИХИ было спроектировано еще два кузова - на шасси ЗИС-5 с зероторным охлаждением и на шасси ГАЗ- АА с пропанобутановым охлаждением. В послевоенные годы работы в этом на правлении во ВНИХИ получили еще более широкое развитие.

Созданные лабораторией холодильного транспорта аккумуляционные приборы для охлаждения кузовов были освоены в серийном производстве на Луцком авто мобильном заводе, который выпускал малотоннажные авторефрижераторы Лу МЗ- 946 грузоподъемностью 575 кг с машин но-аккумуляционной системой охлаждения, предназначенные для внутригородских перевозок различных скоропортящихся грузов. Днем, когда холодильный агрегат не работал, в кузове поддерживалась температура 0...2 °C.

Разработанными лабораторией аккумуляционными охлаждающими приборами была оборудована при непосредственном ее участии партия автофургонов на шасси М-20 (“Победа"), которые успешно эксплуатировались в течение ряда лет на предприятиях Москвы. Аккумуляционные батареи заряжались от специально сооруженной зарядной станции.

Машинно-аккумуляционная система охлаждения была использована при пере оборудовании первой партии вагонов-ресторанов с льдосоляного охлаждения на машинное в 1957 г. Такой системой охлаждения был также оборудован низкотемпературный контейнер РК-1 массой брутто 2,5 т, разработанный и изготовленный во ВНИХИ. От одной зарядки в контейнере в течение трех суток поддерживалась температура до -18 °C.

Лабораторией холодильного транспорта был создан специальный автомобиль-холодильник на шасси УАЗ-450 для перевозки замороженного эндокринного и ферментного сырья.

Предложенная лабораторией методика определения коэффициента теплопередачи ограждающих конструкций транс портных средств применялась на протяжении многих лет всеми заводами, выпускавшими изотермические кузова и авто рефрижераторы.

До 1990 г. на стенде лаборатории про ходили испытания практически все новые образцы холодильного транспорта, вы пускавшиеся в стране. Авторефрижераторы IA4, ЛуМ З-946, ЛуМЗ-890Б, ЕрАЗ- 37302, ПАЗ-3742 были приняты к серий ному производству после детальных испытаний на стенде ВНИХИ опытных образцов и учета рекомендаций лаборатории холодильного транспорта.

В 70-х годах ВНИХИ совместно с НПО Телиймаш” была разработана система охлаждения авторефрижераторов жид ким азотом, позволяющая автоматически поддерживать заданный температурный режим и быстро восстанавливать температуру внутри кузова после открывания дверей. Многочисленные испытания по казали целесообразность ее использования для внутригородских перевозок охлажденных продуктов.

Лабораторией холодильного транспорта и контейнеров и Лабораторией холодильной технологии мяса разработаны инструкции по применению в авторефрижераторах системы охлаждения жидким азотом при внутригородских перевозках мяса и мясопродуктов и междугородных перевозках охлажденной говядины.

Партия авторефрижераторов с азотной системой охлаждения была выпущена Ереванским автомобильным заводом для обслуживания объектов на “Олимпиаде- 80”.

Кроме того, лабораторией рефрижераторного транспорта проводились исследования по использованию сухого льда для охлаждения авторефрижераторов.

Совместно с Луцким автомобильным заводом была разработана сухоледная система охлаждения для малотоннажных авторефрижераторов, защищенная тремя авторскими свидетельствами. Установка способна автоматически поддерживать в кузове температурный режим от + 5 до -5 °C. Она компактна, имеет небольшую массу. Для интенсификации процесса охлаждения используется отходящий сублимированный диоксид углерода.

В 1989 г. институтом совместно с Академией коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова разработан малотоннажный авторефрижератор с машинно-аккумуляционной системой охлаждения для перевозки цветочной продукции.

Еще одно направление работы лаборатории - создание изотермических и рефрижераторных контейнеров, применение которых позволяет максимально механизировать погрузочно-разгрузочные работы.

Для внутригородских перевозок колбасных изделий, копченостей и других видов скоропортящихся продуктов был создан малотоннажный автомобильный изотермический контейнер КИ-238М массой брутто 0,5 т, который серийно выпускался заводами Минавтотранса России.

В 1982 г. институтом совместно с ВНИИПТмашем, ВНИИхолодмашем и НПО Телийиаш” разработана техническая документация на рефрижераторные контейнеры массой брутто 20 т с машинной и азотной системами охлаждения. К сожалению, работа закончилась на стадии эксплуатационных испытаний опытных образцов, изготовленных ПО “Абаканвагонмаш”.

В 1985 г. создан изотермический контейнер Я10-ФКС для транспортировки и временного хранения замороженной стекловидной жидкости. Вместимость контейнера 0,03 м3. В качестве источника холода были использованы зероторы, заполненные эвтектическим раствором.

В 1992 г. разработан малотоннажный контейнер марки Я10-ФКТ с аккумуляторами холода для транспортировки мел ких партий замороженного и упакованного в полиэтиленовые мешочки эндокринно-ферментного сырья (гипофиза и т.п.) с предприятий мясной промышленности на заводы и в цехи медпрепаратов. Вместимость контейнера 12 л. Температура сырья после 12 ч хранения при окружающей температуре 20 °C - не выше -20 °C.

 

Авторефрижератор с азотной системой охлаждения

 

В последнее десятилетие лаборатория оказывала техническую помощь АМО ЗИЛ, Московскому авторемонтному заводу № 8, Красноярскому заводу автомобильных прицепов, Козловскому комбинату автофургонов, Козельскому механическому заводу, Нижегородскому заводу специализированных автомобилей, АО “Компания “Рефра”, проектно-производственной фирме “Автодизайн”, АОЗТ “Торговый дом “Рамзай” в создании изотермических автофургонов.

Лаборатория рефрижераторного транспорта и контейнеров разработала проект мобильных средне- и низкотемпературных холодильных камер на базе универсального 20-футового контейнера.

Низкотемпературные холодильные камеры, изготовленные на основе данной раз работки, в течение нескольких лет успешно эксплуатируются АОЗТ “Кристина” для хранения мороженого.

 

Образец модернизированной холодилыюобогревательной транспортной установки для автофургонов. Выпускает АО «Воткинский завод»

 

На базе 40-футового контейнера ВНИ- ХИ совместно с ВНИИКОП создан мобильный холодильный комплекс для производства быстрозамороженных дикорастущих ягод в фермерских хозяйствах и на предприятиях малой мощности. Основой комплекса служит холодильный модуль, со стоящий из машинного отделения, камеры замораживания производительностью 300 кг в смену, камеры хранения вместимостью 15000 кг и вспомогательного помещения. Холодильное оборудование работает в автоматическом режиме от сети переменного тока напряжением 380 В. Холодильный модуль может быть использован для замораживания и временного хранения не только дикорастущих ягод, но и других видов скоропортящихся пищевых продуктов (овощи, фрукты, рыба и т.п.).

Выполнение холодильного модуля на базе универсального контейнера позволяет транспортировать его любыми видами транспорта. Холодильная и морозильная камеры полной заводской готовности не требуют дополнительных затрат на монтаж холодильного оборудования и систем автоматики и защиты. При установке холодильного модуля нет необходимости в возведении навесов, дренажных стоков, ограждающих конструкций и т.д., поскольку корпус контейнера полностью герметичен и ему не страшны никакие атмосферные осадки.

В этом году ВНИХИ и АО “Холодмаш” (г. Ярославль) работают над созданием транспортных холодильно-обогревательных установок с автономным источником питания для авторефрижераторов на шасси автомобилей “Москвич”, “Газель”, “Бычок”.

×

Об авторах

А. А. Грызунов

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

заведующий лабораторией рефрижераторного транспорта и контейнеров ВНИХИ

Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Авторефрижератор с азотной системой охлаждения

3. Образец модернизированной холодилыюобогревательной транспортной установки для автофургонов. Выпускает АО «Воткинский завод»


© Грызунов А.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.