At the origins of the development of domestic refrigeration transport

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Almost from the first years of its existence, VNIHI took an active part in the formation and development of refrigeration transport in the country.

Full Text

Практически с первых лет своего существования ВНИХИ принимал самое активное участие в становлении и развитии холодильного транспорта в стране.

В 1932 г. в институте был уже создан первый изотермический автофургон с сухоледным охлаждением, а в 1934 г. были спроектированы и изготовлены изотермические кузова на шасси ГАЗ-АА и ЗИС-12, которые охлаждались льдосоляной смесью. Их производство было организовано на одесском заводе “Фригатор” .

В 1935 г. во ВНИХИ было спроектировано еще два кузова - на шасси ЗИС-5 с зероторным охлаждением и на шасси ГАЗ- АА с пропанобутановым охлаждением. В послевоенные годы работы в этом на правлении во ВНИХИ получили еще более широкое развитие.

Созданные лабораторией холодильного транспорта аккумуляционные приборы для охлаждения кузовов были освоены в серийном производстве на Луцком авто мобильном заводе, который выпускал малотоннажные авторефрижераторы Лу МЗ- 946 грузоподъемностью 575 кг с машин но-аккумуляционной системой охлаждения, предназначенные для внутригородских перевозок различных скоропортящихся грузов. Днем, когда холодильный агрегат не работал, в кузове поддерживалась температура 0...2 °C.

Разработанными лабораторией аккумуляционными охлаждающими приборами была оборудована при непосредственном ее участии партия автофургонов на шасси М-20 (“Победа"), которые успешно эксплуатировались в течение ряда лет на предприятиях Москвы. Аккумуляционные батареи заряжались от специально сооруженной зарядной станции.

Машинно-аккумуляционная система охлаждения была использована при пере оборудовании первой партии вагонов-ресторанов с льдосоляного охлаждения на машинное в 1957 г. Такой системой охлаждения был также оборудован низкотемпературный контейнер РК-1 массой брутто 2,5 т, разработанный и изготовленный во ВНИХИ. От одной зарядки в контейнере в течение трех суток поддерживалась температура до -18 °C.

Лабораторией холодильного транспорта был создан специальный автомобиль-холодильник на шасси УАЗ-450 для перевозки замороженного эндокринного и ферментного сырья.

Предложенная лабораторией методика определения коэффициента теплопередачи ограждающих конструкций транс портных средств применялась на протяжении многих лет всеми заводами, выпускавшими изотермические кузова и авто рефрижераторы.

До 1990 г. на стенде лаборатории про ходили испытания практически все новые образцы холодильного транспорта, вы пускавшиеся в стране. Авторефрижераторы IA4, ЛуМ З-946, ЛуМЗ-890Б, ЕрАЗ- 37302, ПАЗ-3742 были приняты к серий ному производству после детальных испытаний на стенде ВНИХИ опытных образцов и учета рекомендаций лаборатории холодильного транспорта.

В 70-х годах ВНИХИ совместно с НПО Телиймаш” была разработана система охлаждения авторефрижераторов жид ким азотом, позволяющая автоматически поддерживать заданный температурный режим и быстро восстанавливать температуру внутри кузова после открывания дверей. Многочисленные испытания по казали целесообразность ее использования для внутригородских перевозок охлажденных продуктов.

Лабораторией холодильного транспорта и контейнеров и Лабораторией холодильной технологии мяса разработаны инструкции по применению в авторефрижераторах системы охлаждения жидким азотом при внутригородских перевозках мяса и мясопродуктов и междугородных перевозках охлажденной говядины.

Партия авторефрижераторов с азотной системой охлаждения была выпущена Ереванским автомобильным заводом для обслуживания объектов на “Олимпиаде- 80”.

Кроме того, лабораторией рефрижераторного транспорта проводились исследования по использованию сухого льда для охлаждения авторефрижераторов.

Совместно с Луцким автомобильным заводом была разработана сухоледная система охлаждения для малотоннажных авторефрижераторов, защищенная тремя авторскими свидетельствами. Установка способна автоматически поддерживать в кузове температурный режим от + 5 до -5 °C. Она компактна, имеет небольшую массу. Для интенсификации процесса охлаждения используется отходящий сублимированный диоксид углерода.

В 1989 г. институтом совместно с Академией коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова разработан малотоннажный авторефрижератор с машинно-аккумуляционной системой охлаждения для перевозки цветочной продукции.

Еще одно направление работы лаборатории - создание изотермических и рефрижераторных контейнеров, применение которых позволяет максимально механизировать погрузочно-разгрузочные работы.

Для внутригородских перевозок колбасных изделий, копченостей и других видов скоропортящихся продуктов был создан малотоннажный автомобильный изотермический контейнер КИ-238М массой брутто 0,5 т, который серийно выпускался заводами Минавтотранса России.

В 1982 г. институтом совместно с ВНИИПТмашем, ВНИИхолодмашем и НПО Телийиаш” разработана техническая документация на рефрижераторные контейнеры массой брутто 20 т с машинной и азотной системами охлаждения. К сожалению, работа закончилась на стадии эксплуатационных испытаний опытных образцов, изготовленных ПО “Абаканвагонмаш”.

В 1985 г. создан изотермический контейнер Я10-ФКС для транспортировки и временного хранения замороженной стекловидной жидкости. Вместимость контейнера 0,03 м3. В качестве источника холода были использованы зероторы, заполненные эвтектическим раствором.

В 1992 г. разработан малотоннажный контейнер марки Я10-ФКТ с аккумуляторами холода для транспортировки мел ких партий замороженного и упакованного в полиэтиленовые мешочки эндокринно-ферментного сырья (гипофиза и т.п.) с предприятий мясной промышленности на заводы и в цехи медпрепаратов. Вместимость контейнера 12 л. Температура сырья после 12 ч хранения при окружающей температуре 20 °C - не выше -20 °C.

 

Авторефрижератор с азотной системой охлаждения

 

В последнее десятилетие лаборатория оказывала техническую помощь АМО ЗИЛ, Московскому авторемонтному заводу № 8, Красноярскому заводу автомобильных прицепов, Козловскому комбинату автофургонов, Козельскому механическому заводу, Нижегородскому заводу специализированных автомобилей, АО “Компания “Рефра”, проектно-производственной фирме “Автодизайн”, АОЗТ “Торговый дом “Рамзай” в создании изотермических автофургонов.

Лаборатория рефрижераторного транспорта и контейнеров разработала проект мобильных средне- и низкотемпературных холодильных камер на базе универсального 20-футового контейнера.

Низкотемпературные холодильные камеры, изготовленные на основе данной раз работки, в течение нескольких лет успешно эксплуатируются АОЗТ “Кристина” для хранения мороженого.

 

Образец модернизированной холодилыюобогревательной транспортной установки для автофургонов. Выпускает АО «Воткинский завод»

 

На базе 40-футового контейнера ВНИ- ХИ совместно с ВНИИКОП создан мобильный холодильный комплекс для производства быстрозамороженных дикорастущих ягод в фермерских хозяйствах и на предприятиях малой мощности. Основой комплекса служит холодильный модуль, со стоящий из машинного отделения, камеры замораживания производительностью 300 кг в смену, камеры хранения вместимостью 15000 кг и вспомогательного помещения. Холодильное оборудование работает в автоматическом режиме от сети переменного тока напряжением 380 В. Холодильный модуль может быть использован для замораживания и временного хранения не только дикорастущих ягод, но и других видов скоропортящихся пищевых продуктов (овощи, фрукты, рыба и т.п.).

Выполнение холодильного модуля на базе универсального контейнера позволяет транспортировать его любыми видами транспорта. Холодильная и морозильная камеры полной заводской готовности не требуют дополнительных затрат на монтаж холодильного оборудования и систем автоматики и защиты. При установке холодильного модуля нет необходимости в возведении навесов, дренажных стоков, ограждающих конструкций и т.д., поскольку корпус контейнера полностью герметичен и ему не страшны никакие атмосферные осадки.

В этом году ВНИХИ и АО “Холодмаш” (г. Ярославль) работают над созданием транспортных холодильно-обогревательных установок с автономным источником питания для авторефрижераторов на шасси автомобилей “Москвич”, “Газель”, “Бычок”.

×

About the authors

A. A. Gryzunov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Head of the Laboratory of Refrigerated Transport and Containers VNIHI

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Refrigerated truck with nitrogen cooling system

Download (1MB)
3. An example of a modernized refrigeration and heating transport unit for vans. Produced by JSC "Votkinsky Zavod"

Download (1MB)

Copyright (c) 2022 Gryzunov A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies