Федеральный закон о техническом регулировании и его применение в холодильной технике

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Государственная техническая политика России последние 10-15 лет формировалась в условиях перехода национальной экономики от централизованного планового хозяйства к рыночным отношениям. Последствия либерализации экономики, зачастую довольно болезненные и не всегда бесконфликтные, не могли не отразиться и на такой весьма специфичной структуре, как система национальных стандартов, и в частности стандартов на холодильную технику. Анализ показал, что подавляющее большинство действующих на сегодня в этой области стандартов не отвечает условиям рыночной экономики и требует либо кардинальной переработки, либо отмены. Идеология нового подхода к разработке и применению стандартов была предложена в концепции реформирования Госстандарта, рассмотренной в октябре 2002 г. на заседании Правительства РФ. Ее основы были изложены бывшим председателем Госстандарта (ныне заместитель Председателя Правительства РФ) Б. С. Алешиным в интервью газете «Экономика и жизнь» от 18 октября 2002 г.

В соответствии с этой концепцией предлагается вывести из перечня предметов и целей деятельности Госстандарта функцию обязательной сертификации продукции и услуг на соответствие требованиям определенных стандартов. Иначе говоря, процедуру сертификации должен осуществлять не орган (отделение) Госстандарта в том или ином регионе, а независимая негосударственная структура (лаборатория, центр), допущенная Госстандартом к проведению этой процедуры. По мнению Б. С. Алешина, существующая сегодня система обязательной сертификации товаров и услуг не только стала неэффективной, но и превратилась в барьер для производителей и продавцов.

В рамках новой Концепции государственной технической политики России в области стандартизации и сертификации товаров и услуг был подготовлен и 15 декабря 2002 г. принят Государственной Думой РФ Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ, который 18 декабря того же года был одобрен Советом Федерации, а 27 декабря подписан Президентом РФ. Закон вступил в силу с 1 июля 2003 г.*. Принятие этого Закона является одним из необходимых условий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), поскольку, по замыслу его авторов, он должен способствовать устранению технических барьеров в торговле.

Полный текст

Законом «О техническом регулировании» вводится такое понятие, как «технический регламент», т. е. документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Объектами технического регулирования применительно к холодильной технике являются все виды холодильного оборудования, а также процессы его производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации.

Технические регламенты разрабатывают и применяют исключительно в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (приобретателей) продукции и услуг. Вошедшие в них требования являются обязательными для применения и соблюдения. Следует подчеркнуть, что технические регламенты имеют статус федеральных законов, т. е., прежде чем тот или иной регламент вступит в силу, он должен быть принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ. В отдельных, особо оговоренных Законом «О техническом регулировании» случаях технический регламент может вводиться в действие постановлением Правительства РФ либо Указом Президента. Кроме того, в качестве технического регламента может выступать документ, принятый Международным договором РФ и ратифицированный в установленном порядке.

Этим же Законом определены цели и принципы стандартизации. Закон устанавливает добровольный (необязательный) принцип применения стандартов (в отличие от обязательного для технических регламентов). Вместе с тем в соответствии с Законом расширяется понятие подтверждения соответствия, т. е. документального удостоверения соответствия продукции (или иных объектов технического регулирования) требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Процедура подтверждения соответствия может носить как добровольный, так и обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение проводится только на соответствие требованиям технического регламента и осуществляется либо в форме декларирования (принятая декларация), либо в форме обязательной сертификации.

Таким образом, с июля 2003 г. коренным образом изменился подход к вопросам стандартизации и сертификации холодильной техники. Существо этих изменений заключается в следующем.

  • Со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» все требования действующих в настоящее время стандартов и других нормативных актов и документов в области холодильной техники подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, а также охраны окружающей среды. Остальные требования выполняются на добровольной основе.
  • Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительством РФ будет ежегодно определяться (и корректироваться) перечень продукции, в отношении которой предусматривается либо обязательная сертификация, либо декларирование соответствия.
  • Установлен семилетний период для перехода от существующей системы стандартизации и сертификации к системе, предусмотренной Законом «О техническом регулировании». По истечении этого периода обязательные требования к продукции, процессам ее производства, эксплуатации и т.д., не вошедшие в технические регламенты, прекращают свое действие.

В интервью газете «Коммерсантъ» от 4 февраля 2003 г. Б.С. Алешин отметил, что ожидаемое соотношение между обязательной сертификацией, декларированием и добровольной сертификацией через 7 лет (т. е. по истечении переходного периода) может составить 1:6:3 соответственно.

Одновременно с изменением порядка сертификации меняется и подход к стандартизации. Согласно Закону «О техническом регулировании» работу по стандартизации должен возглавить некий национальный орган по стандартизации, являющийся некоммерческой и негосударственной структурой (скорее всего, это будет некоммерческое партнерство либо ассоциация). Такая структура, которая будет создана на базе либо Госстандарта, либо одного из его институтов, должна будет самостоятельно формировать планы работ по стандартизации с учетом как государственного заказа (за счет средств федерального бюджета), так и предложений технических комитетов по стандартизации (за счет средств заинтересованных в том или ином стандарте негосударственных организаций).

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 июня 2003 г. №316 (с изменениями от 17 июля 2003 г.) функции национального органа по стандартизации, так же, как и федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, возложены на Госстандарт России.

Следует отметить, что введение в действие Федерального закона «О техническом регулировании» потребует принятия, по меньшей мере, 30 правительственных постановлений и других подзаконных актов, а также внесения изменений во многие действующие нормативные документы, в том числе касающиеся разработки и принятия стандартов и функционирования технических комитетов по стандартизации. Проекты таких документов либо уже подготовлены, либо находятся в стадии разработки. Кроме того, начата работа по составлению некоторых основополагающих (общих) технических регламентов, в том числе таких, которые так или иначе будут содержать требования и к холодильному оборудованию. Среди них в первую очередь следует назвать технические регламенты «О безопасности машин и оборудования», «Об электромагнитной совместимости» и «О низковольтном электрическом оборудовании».

Наличие общих технических регламентов является необходимым, но недостаточным условием для полноценного действия Федерального закона «О техническом регулировании». Закон предполагает разработку и введение в действие наряду с общими так называемых специальных технических регламентов. В проекте Программы разработки технических регламентов на 2003-2010 гг., подготовленном Управлением стандартизации Госстандарта, пунктом 11.6 раздела 11 «О промышленной безопасности» запланирована разработка специального технического регламента «Безопасность холодильного и компрессорного оборудования». Однако Технический комитет по стандартизации №271 «Установки холодильные» считает целесообразным создание в области холодильной техники специального технического регламента «Безопасность производства и потребления искусственного холода». Предложение о разработке такого регламента направлено комитетом в Госстандарт России.

В заключение ТК №271 обращается к заинтересованным организациям и предприятиям, занимающимся проектированием, изготовлением и эксплуатацией холодильного оборудования (независимо от форм их собственности), с просьбой направлять в секретариат ТК №271 свои предложения и пожелания по стандартизации холодильной техники (включая практические аспекты применения Федерального закона «О техническом регулировании»), а также по организации работы ТК №271.

×

Об авторах

В. Б. Сапожников

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

д-р техн. наук, проф., ответственный секретарь технического комитета по стандартизации № 271 «Установки холодильные»

Россия

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Сапожников В.Б., 2003

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.