Federal law on technical regulation and its application in refrigeration engineering

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The state technical policy of Russia for the last 10-15 years has been formed under the conditions of transition of the national economy from centrally planned economy to market relations. The consequences of liberalization of the economy, often quite painful and not always conflict-free, could not but affect such a very specific structure as the system of national standards and, in particular, standards for refrigeration equipment. The analysis showed that the overwhelming majority of standards operating today in this field does not meet the conditions of market economy and requires either radical revision or cancellation. Ideology of the new approach to the development and application of standards was proposed in the concept of reforming Gosstandart, considered in October 2002 at the meeting of the Russian Government. Its fundamentals were outlined by B.S.Aleshin, former chairman of Gosstandart (nowadays Deputy Chairman of the Russian Federation Government) in his interview to the newspaper "Economics and Life" of October 18, 2002.
In accordance with this concept it is proposed to remove from the list of subjects and objectives of Gosstandart the function of mandatory certification of products and services for compliance with the requirements of certain standards. In other words, the certification procedure should be carried out not by a body (branch) of Gosstandart in a particular region, but by an independent non-governmental structure (laboratory, center), admitted by Gosstandart to carry out this procedure. According to B. S. Aleshin, the current system of mandatory certification of goods and services has not only become ineffective, but has become a barrier to manufacturers and sellers.
Under the new concept of state technical policy of Russia in the field of standardization and certification of goods and services the State Duma of the Russian Federation prepared and adopted on December 15, 2002 the Federal Law № 184-FZ "On technical regulation", which was approved by the Federation Council on December 18 of the same year and signed by the President on December 27, 2002. The law has come into force since July 1, 2003*. The adoption of this Law is one of the necessary conditions for Russia's accession to the World Trade Organization (WTO), because, according to the idea of its authors, it should contribute to the elimination of technical barriers to trade.

Full Text

Законом «О техническом регулировании» вводится такое понятие, как «технический регламент», т. е. документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования. Объектами технического регулирования применительно к холодильной технике являются все виды холодильного оборудования, а также процессы его производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации.

Технические регламенты разрабатывают и применяют исключительно в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (приобретателей) продукции и услуг. Вошедшие в них требования являются обязательными для применения и соблюдения. Следует подчеркнуть, что технические регламенты имеют статус федеральных законов, т. е., прежде чем тот или иной регламент вступит в силу, он должен быть принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан Президентом РФ. В отдельных, особо оговоренных Законом «О техническом регулировании» случаях технический регламент может вводиться в действие постановлением Правительства РФ либо Указом Президента. Кроме того, в качестве технического регламента может выступать документ, принятый Международным договором РФ и ратифицированный в установленном порядке.

Этим же Законом определены цели и принципы стандартизации. Закон устанавливает добровольный (необязательный) принцип применения стандартов (в отличие от обязательного для технических регламентов). Вместе с тем в соответствии с Законом расширяется понятие подтверждения соответствия, т. е. документального удостоверения соответствия продукции (или иных объектов технического регулирования) требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Процедура подтверждения соответствия может носить как добровольный, так и обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение проводится только на соответствие требованиям технического регламента и осуществляется либо в форме декларирования (принятая декларация), либо в форме обязательной сертификации.

Таким образом, с июля 2003 г. коренным образом изменился подход к вопросам стандартизации и сертификации холодильной техники. Существо этих изменений заключается в следующем.

  • Со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» все требования действующих в настоящее время стандартов и других нормативных актов и документов в области холодильной техники подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, а также охраны окружающей среды. Остальные требования выполняются на добровольной основе.
  • Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительством РФ будет ежегодно определяться (и корректироваться) перечень продукции, в отношении которой предусматривается либо обязательная сертификация, либо декларирование соответствия.
  • Установлен семилетний период для перехода от существующей системы стандартизации и сертификации к системе, предусмотренной Законом «О техническом регулировании». По истечении этого периода обязательные требования к продукции, процессам ее производства, эксплуатации и т.д., не вошедшие в технические регламенты, прекращают свое действие.

В интервью газете «Коммерсантъ» от 4 февраля 2003 г. Б.С. Алешин отметил, что ожидаемое соотношение между обязательной сертификацией, декларированием и добровольной сертификацией через 7 лет (т. е. по истечении переходного периода) может составить 1:6:3 соответственно.

Одновременно с изменением порядка сертификации меняется и подход к стандартизации. Согласно Закону «О техническом регулировании» работу по стандартизации должен возглавить некий национальный орган по стандартизации, являющийся некоммерческой и негосударственной структурой (скорее всего, это будет некоммерческое партнерство либо ассоциация). Такая структура, которая будет создана на базе либо Госстандарта, либо одного из его институтов, должна будет самостоятельно формировать планы работ по стандартизации с учетом как государственного заказа (за счет средств федерального бюджета), так и предложений технических комитетов по стандартизации (за счет средств заинтересованных в том или ином стандарте негосударственных организаций).

В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 июня 2003 г. №316 (с изменениями от 17 июля 2003 г.) функции национального органа по стандартизации, так же, как и федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, возложены на Госстандарт России.

Следует отметить, что введение в действие Федерального закона «О техническом регулировании» потребует принятия, по меньшей мере, 30 правительственных постановлений и других подзаконных актов, а также внесения изменений во многие действующие нормативные документы, в том числе касающиеся разработки и принятия стандартов и функционирования технических комитетов по стандартизации. Проекты таких документов либо уже подготовлены, либо находятся в стадии разработки. Кроме того, начата работа по составлению некоторых основополагающих (общих) технических регламентов, в том числе таких, которые так или иначе будут содержать требования и к холодильному оборудованию. Среди них в первую очередь следует назвать технические регламенты «О безопасности машин и оборудования», «Об электромагнитной совместимости» и «О низковольтном электрическом оборудовании».

Наличие общих технических регламентов является необходимым, но недостаточным условием для полноценного действия Федерального закона «О техническом регулировании». Закон предполагает разработку и введение в действие наряду с общими так называемых специальных технических регламентов. В проекте Программы разработки технических регламентов на 2003-2010 гг., подготовленном Управлением стандартизации Госстандарта, пунктом 11.6 раздела 11 «О промышленной безопасности» запланирована разработка специального технического регламента «Безопасность холодильного и компрессорного оборудования». Однако Технический комитет по стандартизации №271 «Установки холодильные» считает целесообразным создание в области холодильной техники специального технического регламента «Безопасность производства и потребления искусственного холода». Предложение о разработке такого регламента направлено комитетом в Госстандарт России.

В заключение ТК №271 обращается к заинтересованным организациям и предприятиям, занимающимся проектированием, изготовлением и эксплуатацией холодильного оборудования (независимо от форм их собственности), с просьбой направлять в секретариат ТК №271 свои предложения и пожелания по стандартизации холодильной техники (включая практические аспекты применения Федерального закона «О техническом регулировании»), а также по организации работы ТК №271.

×

About the authors

V. B. Sapozhnikov

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Doctor of Technical Sciences, Professor, Executive Secretary of Technical Committee on Standardization No. 271 "Refrigerating Units"

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2003 Sapozhnikov V.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies