Experience of operating the first batches of ATKA-445-8000 and ATKA-545-5000 ammonia refrigeration turbo-compressors

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

OAO Nizhnekamskneftekhim is operating ammonia turbo-compressor units ATKA-545 and ATKA-445 of high capacity since June 1975. The machines with the first serial numbers came to the construction site in 1974.
The decision made by the designer (Giprokauchuk) to implement domestic equipment instead of expensive imported equipment in multi-tonnage production of synthetic rubbers was justified. Technical and repair base, material and human resources allowed performing this task at Nizhnekamsk petrochemical plant. As time showed, mastering of new refrigeration compressors in other regions of the country was very difficult. The technological chain of petrochemical productions is an interconnected structure, if one of its links is unstable, the whole production stops. Timing of mastering the new equipment was complicated by the specifics of production. There was no experience in installation, adjustment and operation.

Full Text

Первые же пуски компрессоров дали понять, что потребуется долгая кропотливая и напряженная работа. Сразу же произошел естественный кадровый отбор: те, кто надеялись на быстрый успех, так же быстро и ушли. В процессе поиска правильных решений, разработки и их внедрения объединились ВНИИхолодмаш, Казанский компрессорный завод и СКБК, а также специалисты из Нижнекамска.

Первые затруднения в эксплуатации компрессоров возникли в связи с осевыми сдвигами ротора. Аварийные остановки происходили как при разгоне, так и при нормальном технологическом режиме. Оппозитное расположение рабочих колес ротора оказалось недостаточным для устойчивой работы. Осевые сдвиги никаким прогнозам не поддавались. Троекратно уменьшали диаметр разгрузочного поршня. Работа ротора улучшилась, но окончательного положительного результата достигнуто не было.

Лишь при внедрении рационализаторского предложения по заливке баббитом ответной втулки и уменьшении зазора между ней и гребнями разгрузочного поршня осевые сдвиги ротора прекратились. Одновременно гидродинамический датчик осевого сдвига ротора заменили электрическим на базе реле РИ-2.

Не менее важная проблема эксплуатации - обрыв вала- шестерни мультипликатора. За неполных три года работы произошло восемь обрывов валов. СКБК разработало новый, усиленный вариант вала-шестерни, но обрывы перешли на посадочное место пол у муфты ротора компрессора. Проблема полностью не была разрешена.

Анализ причин этих аварий показал, что они вызваны смещением центра вращения упорных сегментов в упорно-опорном подшипнике ротора компрессора, что приводило к заклиниванию вала.

Рационализаторами цеха была усилена конструкция, а материалы заменены более прочными. Перед каждым пуском компрессора для создания масляного клина в упорных сегментах подшипника ввели обязательную прокрутку вручную всего ротора турбоагрегата. Это позволило прекратить обрывы валов.

Следующим этапом увеличения эксплуатационной надежности было улучшение работы мультипликатора. Причиной частых аварийных отключений были: питтинг зубьев, поломки полумуфт основного маслонасоса, высокая температура подшипников. Работниками цеха была предложена модернизация маслосистемы мультипликатора. Температура подшипников упала на 15...20°С. Максимально снизились питтинг и образование микротрещин в зубчатом зацеплении. Специалистами СКБК были разработаны и внедрены новые шестеренные маслонасосы и гидропрессы для насадки - снятия полумуфт ротора. Выполненные работы позволили увеличить плановый межремонтный пробег до 2160 ч. Работа холодильной станции была заметно стабилизирована.

В дальнейшем агрегаты были модернизированы с использованием разработок ОАО «Казанькомпрессормаш»: многоклиновых подшипников компрессора, усовершенствованной конструкции направляющих аппаратов, ротора. Это существенно снизило уровень шума и вибрации, температуру подшипников, увеличило долговечность компрессора в целом.

Доработка агрегатов АТКА-545 и АТКА-445 не означает завершения работ. В условиях эксплуатации на действующем оборудовании не всегда удается реализовать новые наработки и улучшить конструкцию без поддержки науки и изготовителя.

Поработать есть над чем - это и обеспечение современными средствами КИПиА; дальнейшая модернизация мультипликатора; внедрение более эффективных систем регулирования холодопроизводительности; защита от помпажного режима и др.

Нижнекамский нефтехимический комбинат принял на себя всю тяжесть внедрения первых отечественных аммиачных холодильных турбоагрегатов большой мощности. За 26 лет эксплуатации этих машин накопи огромный опыт их модернизации, обслуживания и ремонта. Взаимодействие комбината с разработчиком агрегатов ОАО «ВНИИхолодмаш-Холдинг» и изготовителем - ОАО «Казанькомпрессормаш» позволило учесть этот опыт при модернизации и создании новых конструкций подобных агрегатов.

×

About the authors

R. Z. Shcherbakov

OAO Nizhnekamskneftekhim

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com

Corresponding Member of the International Academy of Refrigeration

Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2002 Shcherbakov R.Z.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies