Special means for the delivery of perishable goods



Cite item

Full Text

Abstract

In the transportation of perishable foods, maintaining of temperature and humidity conditions constant is a complicated problem.
In connection with this, special containers have been developed in VNIKHI and ZAO "NPO" Projecspetstekhnika, allowing to load the package-order of perishable foods directly in the storage room of the producer and without change of the regime to deliver it to commercial refrigerating equipment of the recipient.
A description of insulated containers and of a heavy-freight multi sectional body of the container is presented

Full Text

Процесс транспортировки продуктов потребителям включает следующие операции: формирование пакета-заказа по ассортименту и массе, погрузку в транспортное средство, развоз по пунктам торговли и общественного питания и доставку к торговому оборудованию (прилавкам, витринам, боннетам для реализации и холодильным шкафам и камерам для кратковременного хранения).

Необходимость формирования пакета-заказа на предприятии-производителе обусловлена широким ассортиментом выпускаемой предприятием продукции и желанием потребителя получить все эти продукты одновременно и в необходимом количестве (как правило, мелкими партиями по 10...100 кг).

В идеале пакет-заказ должен формироваться на охлаждаемой эстакаде. На практике же это происходит в лучшем случае в камере хранения готовой продукции с последующим вывозом на неохлаждаемую эстакаду либо на самой эстакаде. Таким образом, скоропортящиеся пищевые продукты до погрузки в транспортное средство находятся на эстакаде при температуре окружающего воздуха от 5 до 35 мин, а иногда и дольше. Сам процесс погрузки в большинстве случаев выполняется вручную и занимает в зависимости от массы груза 10...25 мин.

При доставке скоропортящихся пищевых продуктов в одну-две точки выгрузки их качество почти не снижается. Однако в реальных условиях специальные транспортные средства (изотермические фургоны и авторефрижераторы) доставляют в течение одного рейса груз в 4-6 и более точек. Это объясняется тем, что потребители, даже крупные предприятия торговли и общественного питания, стараются не делать у себя запасов скоропортящихся продуктов, а предпочитают получать их ежедневно. Поэтому масса пакета-заказа, доставляемого в одну точку выгрузки, как правило, не превышает 200...350 кг.

Кроме того, из-за простаивания в пробках, перед светофорами средняя скорость движения автомобиля в крупных городах не превышает 15 км/ч, т.е. транспортное средство в течение одного рабочего дня в среднем может выполнить не более двух рейсов.

При таких условиях перевозки в кузове авторефрижератора неоднократно происходят резкие колебания температур, поскольку при открывании двери в точке выгрузки на 5...7 мин температура воздуха внутри кузова практически сравнивается с температурой окружающего воздуха. После закрывания дверей холодильная установка относительно быстро понижает температуру в кузове до заданного значения. Чем больше точек выгрузки тем чаще происходят колебания температуры, из-за чего на поверхности неупакованных скоропортящихся продуктов (колбасные изделия, свино-копчености и др.) появляется конденсат, что негатив но влияет на их качество.

Выгрузка скоропортящихся продуктов из транс портного средства, приемка и доставка их к торге вому холодильному оборудованию и средствам дл краткосрочного хранения занимает 10... 15 и боле минут (при температуре окружающего воздуха).

Таким образом, в процессе транспортировки скоропортящихся продуктов практически невозможно постоянно поддерживать необходимые температурно-влажностные режимы.

Кроме того, в крупных городах в дневное время применение грузового автотранспорта все больше ограничивается, в связи с чем доставку скоропортящихся продуктов в розничную торговую сеть и предприятия общественного питания придется осуществлять в ночное время. Для этого потребуется задействовать большое число грузчиков, кладовщиков и т.д. в ночное время, что повлечет и дополнительные материальные затраты.

Одно из направлений решения вопроса доставки скоропортящихся продуктов - создание специальных транспортных средств, позволяющих осуществлять загрузку пакета-заказа непосредственно в камере хранения у производителя и исключающих резкие неоднократные изменения температуры и влажности при перевозке автотранспортом и доставке продуктов к торговому холодильному оборудованию у получателя.

Всем этим требованиям отвечают специальные контейнеры, разработанные ГНУ ВНИХИ Россельхозакадемии и ЗАО “НПО “Проектспецтехника”.

Один из них - изотермический контейнер марки ПТК емкостью 30 л, с габаритными размерами 600x400x230 мм и массой нетто 5 кг (рис. 1). Этот термоконтейнер предназначен для транспортировки мелких партий (до 20 кг) скоропортящихся продуктов, в основном готовых к употреблению (салаты, жареные и копченые рыба и рыбопродукты и т.п.) в функциональных емкостях или пластиковой упаковке. Технические характеристики контейнера марки ПТК позволяют применять его в качестве термоса при доставке горячих блюд.

 

Рис. 1. Изотермический контейнер марки ПТК

 

На стенде лаборатории рефрижераторного транспорта и контейнеров ГНУ ВНИХИ Россельхозакадемии были проведены испытания по определению возможности использования контейнера марки ПТК в качестве термоса. В две функциональные емкости суммарным объемом 18 л были залиты жидкости с температурой 93,5...95 °C, имитирующие первое и третье блюда. Контейнер с установленными в нем функциональными емкостями был помещен на 2 ч в холодильную камеру с температурой -20 °C. По истечении этого времени температура жидкостей в функциональных емкостях составила 76,8 и 76, 3 °C, что выше минимальных значений температуры горячих жидких готовых блюд, транспортируемых в термосах, допускаемых правилами СЭС.

Изотермический контейнер КИ-0,2М имеет емкость 0,24 м3, массу нетто 35 кг и габаритные размеры 1000x800x600 мм (рис. 2).

Он предназначен для транспортировки скоропортящихся продуктов (в основном охлажденных) партиями массой до 150 кг. Конструкция контейнера предусматривает выполнение погрузочно-разгрузочных операций как вручную, так и с помощью средств малой механизации (рохлы, гидроподъемники и др.).

В этом году изотермический контейнер КИ-0,2М был использован экспедицией, организованной газетой “Комсомольская правда” и центром Дмитрия Шпаро, для доставки в Москву пищевых продуктов, хранившихся в условиях вечной мерзлоты на острове Диксон и полуострове Таймыр (рис. 3). Основная задача - не допустить их существенного отепления - была успешно решена с помощью этого контейнера.

 

Рис. 2. Изотермический контейнер КИ-0,2М

 

Рис. 3. Контейнер КИ-0,2М на полуострове “Таймыр”

 

Рефрижераторный контейнер КР-1М емкостью 1,2 м3, массой нетто 100 кг, с габаритными размерами 1200x1000x1900 мм (рис. 4) предназначен для транспортировки и кратковременного хранения как охлажденных, так и замороженных скоропортящихся продуктов партиями до 300 кг. Конструкция контейнера предусматривает выполнение погрузочно-разгрузочных операций с помощью средств малой механизации, а также с помощью электрокаров, автопогрузчиков и гидроманипуляторов. Рефрижераторный контейнер КР-1М оснащен холодильно-нагревательной установкой, работающей от электросети переменного тока напряжением 220 В, обеспечивающей поддержание температурных режимов в диапазоне -18...+5 °C при температуре окружающего воздуха 40 °C и 0... 12 °C при температуре окружающего воздуха -40 °C.

 

Рис. 4. Рефрижераторный контейнер КР-1М

 

Габаритные размеры всех контейнеров позволяют заносить (завозить) их в камеры хранения, свободно перемещать по коридорам, проходам и на погрузочной эстакаде, рационально размещать как в кузовах бортовых грузовых автомобилей, так и в фургонах.

Все контейнеры достаточно герметичны и предохраняют загруженные в них скоропортящиеся продукты от прямого воздействия атмосферных осадков (дождя, снега, тумана и т.п.).

Изотермическая конструкция контейнеров позволяет сохранять необходимые температурно-влажностные режимы (в зависимости от вида продуктов, температуры, массы, внешних условий и других факторов) в течение 5-8 ч и более.

Все контейнеры имеют запорные устройства, предотвращающие самопроизвольное открывание крышек (дверей) и препятствующие свободному доступу к содержимому контейнеров.

Последнее, как и возможность использования средств малой механизации при погрузочно-разгрузочных работах, особенно важно при доставке скоропортящихся продуктов в ночное время, так как позволяет сократить численность работающего персонала (грузчиков) и обеспечивает сохранность и целостность перевозимых продуктов.

Относительно небольшие габаритные размеры и массы контейнеров значительно упрощают проведение их санитарной обработки, что положительно отражается на микробиологических показателях качества перевозимых скоропортящихся продуктов.

Помимо вышеописанных специальных контейнеров ГНУ ВНИХИ Россельхозакадемии и ЗАО “НПС “Проектспецтехника” был разработан большегрузный многосекционный кузов-контейнер ПФИ-5 (рис. 5, а и б).

Внутреннее пространство его разделено на четыре отсека. Два из них (№ 1 и № 3) имеют объем по 2,8 м3, два (№ 2 и № 4) - соответственно 1,6 г 16,2 м3.

Данный кузов-контейнер был разработан специально под автомобильный прицеп ЧМЗАП-8335,2 и предназначен для одновременной доставки и кратковременного хранения разноименных скоропортящихся и других пищевых продуктов в места, не имеющие стационарных пунктов розничной торговли и общественного питания.

 

Рис. 5. Большегрузный многосекционный кузов-контейнер ПФИ-5: а — общий вид; б — вид внутри

 

Холодильно-нагревательная установка в теплое время года работает в режиме охлаждения, в холодное - в режиме обогрева. При температуре наружного воздуха -30 °C она поддерживает в отсеках № 1 и № 3 температуру 0... 6 °C, а в отсеке № 4 -температуру 12 °C.

Дизель-генератор снабжает электроэнергией холодильно-нагревательную установку, осветительные и другие технологические приборы и оборудование. Запас топлива обеспечивает его непрерывную работу в течение 48 ч.

Изотермическая конструкция многосекционного кузова-контейнера при неработающей холодильно-нагревательной установке позволяет сохранять указанные температуры в отсеках в течение 8... 10 ч при температуре окружающего воздуха 30 °C.

Все описанные контейнеры и многосекционный кузов-контейнер были разработаны по заданию Министерства обороны РФ и прошли стендовые испытания в лаборатории рефрижераторного транспорта и контейнеров ГНУ ВНИХИ Россельхозакадемии. Эксплуатационные испытания планируется провести в течение этого года. Но уже сейчас можно сказать, что применение специальных транспортных средств позволит надежно обеспечить сохранность качества перевозимых в них скоропортящихся пищевых продуктов.

Техническая характеристика большегрузного многосекционного кузова-контейнера ПФИ-5

Масса перевозимого груза, кг

2650

Габаритные размеры контейнера, мм:

 

длина

6110

ширина

2560

высота

2350

Внутренние размеры контейнера, мм:

 

длина

5100

ширина

2300

высота

2000

Толщина сэндвич-панелей, мм:

 

пола, боковых панелей

80

торцевых панелей

100

крыши

120

промежуточных панелей

25,5

Коэффициент теплопроводности

панелей, Вт/(м-К)

0,022

Диапазон температур, поддерживаемых

внутри отсеков при температуре

окружающей среды 30 °C:

отсеки № 1 и № 3

0...8

отсек № 2

-18...-10

отсек № 4

10...15

Комплектация машинного отделения:

дизелъ-электрическая установка ДЭУ4-Т400-1В мощностью 4 кВт, холодильная установка с системой термоконтроля, вентиляционное оборудование, корпус.

Масса машинного отделения снаряженная, кг

300

Габаритные размеры машинного отделения, мм

длина

1400

ширина

700

высота

1850

Питание трехфазное:

 

напряжение, В

380...400

×

About the authors

A. A. Gryzunov

GNU VNIHI Russian Agricultural Academy

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

B. P. Ivantsevich

CJSC NPO Projectspetstechnika

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

R. B. Yanovsky

Central Control Center of the Ministry of Defense of the Russian Federation

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Isothermal container of the PTK brand

Download (25KB)
3. Fig. 2. Isothermal container CI-0.2 M

Download (20KB)
4. Fig. 3. CI container-0.2 M on the Taimyr peninsula

Download (41KB)
5. Fig. 4. Refrigerated container KR-1M

Download (25KB)
6. Fig. 5. Heavy-duty multi-section container body PFI—5: a — general view; b - view inside

Download (85KB)

Copyright (c) 2005 Gryzunov A.A., Ivantsevich B.P., Yanovsky R.B.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies