Creation and improvement of mobile high-pressure gasification units
- Authors: Shchelkonogov Y.I.1, Kels L.M.1, Kanchuga G.A.1, Alekseev A.A.1, Vlasenko N.P.1, Krivobok N.A.1
-
Affiliations:
- OOO Scientific and Technical Center "Cryogenic Technology"
- Issue: Vol 92, No 12 (2003)
- Pages: 18-19
- Section: Articles
- URL: https://freezetech.ru/0023-124X/article/view/107071
- DOI: https://doi.org/10.17816/RF107071
- ID: 107071
Cite item
Full Text
Abstract
Experience in the development of different modifications of gasification plants based on transporting means is considered.
Full Text
Создание в конце XIX - начале XX века первых ожижителей воздуха, а затем и воздухоразделительных установок привело к бурному развитию отрасли криогенного разделения воздуха.
Продукты разделения воздуха (ПРВ) используются повсеместно, их производство ежегодно увеличивается в соответствии с возрастающей потребностью. Сегодня трудно представить себе химическую, металлургическую, машиностроительную и другие отрасли промышленности, а также сельское хозяйство, медицину и сферу услуг без использования основных продуктов разделения воздуха.
С появлением криогенного разделения воздуха возникла проблема транспортирования ПРВ потребителям, которым эти вещества зачастую требуются в газообразном состоянии под давлением до 40 МПа, а иногда до 60 МПа. Газообразные ПРВ под давлением можно транспортировать при температуре окружающей среды по магистральным трубопроводам (в основном для подачи больших количеств ПРВ на относительно близкие расстояния) или в баллонах. Можно также перевозить ПРВ в жидком виде с последующей газификацией с помощью насоса сжиженных газов (НСГ).
Транспортировка сжатых ПРВ в баллонах имеет ряд недостатков:
- высокая трудоемкость процессов наполнения и перевозки баллонов сжатого газа;
- малая масса перевозимого газа по сравнению с массой баллона;
- потребность в большом парке баллонов;
- взрывоопасность газа с высоким давлением, обладающего значительной потенциальной энергией, в процессе доставки к потребителю.
Поэтому в последнее время все большую популярность, несмотря на видимое усложнение процесса (необходимость последующей газификации), приобретает транспортирование ПРВ в жидком виде.
Рентабельность перевозки ПРВ в жидком виде в 25-40 раз превышает рентабельность перевозок сжатых газов в баллонах.
Для транспортирования ПРВ в жидком виде и последующей газификации у потребителя в Советском Союзе был создан параметрический ряд газификационных установок высокого давления, выпускаемых на предприятии «Кислородмаш» (Одесса). ОАО «Сибкриотехника» изготовляло и поставляло для комплектования этих изделий криогенные резервуары РК- 2/0,25 и ТРЖК-5М. С распадом Советского Союза и разрушением экономических связей на российском рынке криогенного оборудования возникла потребность в изделиях такого типа собственного производства.
В связи с этим ОАО «Сибкриотехника» в 1992 г. была создана передвижная газификационная установка высокого давления ГУ-2/20-П вместимостью 2 м3, размещаемая на автошасси марки ЗИЛ-431410.
Работа с потребителями выявила необходимость создания газификационной установки большей вместимости. Поэтому в 2000 г. предприятие приступило к разработке установки ГУ-5/20-П (см. рисунок), а затем в 2001 г. - ГУ-5/40-П.
Рис. 1
В таблице представлены технические характеристики установок ОАО «Сибкриотехника» в сравнении с характеристиками одесской установки АГУ-8К.
Таблица. Технические характеристики передвижных газификационных установок высокого давления
Параметр | ГУ-2/20-П | ГУ-5/20-П | АГУ-8К |
Транспортная база | ЗИЛ 431410 | КамАЗ-53215 | КрАЗ-250 |
Вместимость резервуара для криопродукта, м3 | 2 | 5,6 | 5,6 |
Наибольшая масса ПРВ, заливаемого в резервуар, кг: кислород | 2100 | 6000 | 6000 |
азот | 1500 | 4200 | 4200 |
аргон | 2600 | 7200 | 6000 |
Средняя производительность, |
|
|
|
нм3/ч: |
|
|
|
по кислороду | 350 | 465 | 460 |
по аргону | 350 | 460 | 455 |
по азоту | 280 | 384 | 375 |
Пределы регулирования производительности, % | 70-100 | 40-100 | 46-100 |
Максимальное давление |
|
|
|
газообразного продукта, МПа (кгс/см2) | 19,6 (200) | 19,6 (200) | 21,6 (220) |
Потребляемая мощность, кВт, не более | 60 | 90 | 91 |
Габаритные размеры, мм, не более: |
|
|
|
длина | 6800 | 8505 | 9820 |
ширина | 2460 | 2500 | 2650 |
высота | 2750 | 3600 | 3770 |
Масса установки (без заполнения продуктом), кг, не более | 7300 | 11400 | 14000 |
Новые газификационные установки ГУ-5/20-П и ГУ-5/40-П имеют ряд преимуществ перед ГУ-2/20-П. Так, например, они смонтированы на автошасси КамАЗ лучшей проходимости (что крайне важно в условиях бездорожья) и большей грузоподъемности. Последнее позволило увеличить количество перевозимого за один раз ПРВ, а также разместить в непосредственной близости от резервуара помещение для оператора, что при низких температурах улучшает условия труда обслуживающего персонала и продляет срок службы НСГ, КИП, арматуры и прочего оборудования.
Использование отработанных в производстве серийно выпускаемых изделий позволило удешевить установку, обеспечить надежность в эксплуатации.
С целью дальнейшего улучшения технических характеристик и расширения возможностей применения установки в настоящее время проводятся работы по модернизации, итогом которых станет появление модификации ГУ-5/20-ПМ, отличающейся сниженным энергопотреблением благодаря применению «холодного» испарителя, использующего тепло окружающей среды, а также шасси КамАЗ-53229 повышенной грузоподъемности.
В состав этой установки также будет включен резервуар с наружным кожухом из конструкционной стали, который будет устанавливаться непосредственно на шасси автомобиля.
Таким образом, научно-технический потенциал ОАО «Сибкриотехника» позволил разработать и освоить производство параметрического ряда передвижных газификационных установок высокого давления, не выпускавшихся ранее. Установки отличаются высоким техническим уровнем, высокой степенью эксплуатационной готовности и ремонтопригодностью, большим сроком службы. Постоянная работа, направленная на улучшение качества изготовления и условий работы персонала, повышает конкурентоспособность изделий производства ОАО «Сибкриотехника», а мероприятия по совершенствованию технических характеристик, упрощению и удешевлению конструкции позволят в ближайшее время довести изделия данного класса до уровня, не уступающего лучшим мировым аналогам.
About the authors
Yu. I. Shchelkonogov
OOO Scientific and Technical Center "Cryogenic Technology"
Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Omsk
L. M. Kels
OOO Scientific and Technical Center "Cryogenic Technology"
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Omsk
G. A. Kanchuga
OOO Scientific and Technical Center "Cryogenic Technology"
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Omsk
A. A. Alekseev
OOO Scientific and Technical Center "Cryogenic Technology"
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Omsk
N. P. Vlasenko
OOO Scientific and Technical Center "Cryogenic Technology"
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Omsk
N. A. Krivobok
OOO Scientific and Technical Center "Cryogenic Technology"
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Omsk