Creation and improvement of mobile high-pressure gasification units

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Experience in the development of different modifications of gasification plants based on transporting means is considered.

Full Text

Создание в конце XIX - начале XX века первых ожижителей воздуха, а затем и воздухоразделительных установок привело к бурному развитию отрасли криогенного разделения воздуха.

Продукты разделения воздуха (ПРВ) используются повсеместно, их производство ежегодно увеличивается в соответствии с возрастающей потребностью. Сегодня трудно представить себе химическую, металлургическую, машиностроительную и другие отрасли промышленности, а также сельское хозяйство, медицину и сферу услуг без использования основных продуктов разделения воздуха.

С появлением криогенного разделения воздуха возникла проблема транспортирования ПРВ потребителям, которым эти вещества зачастую требуются в газообразном состоянии под давлением до 40 МПа, а иногда до 60 МПа. Газообразные ПРВ под давлением можно транспортировать при температуре окружающей среды по магистральным трубопроводам (в основном для подачи больших количеств ПРВ на относительно близкие расстояния) или в баллонах. Можно также перевозить ПРВ в жидком виде с последующей газификацией с помощью насоса сжиженных газов (НСГ).

Транспортировка сжатых ПРВ в баллонах имеет ряд недостатков:

  • высокая трудоемкость процессов наполнения и перевозки баллонов сжатого газа;
  • малая масса перевозимого газа по сравнению с массой баллона;
  • потребность в большом парке баллонов;
  • взрывоопасность газа с высоким давлением, обладающего значительной потенциальной энергией, в процессе доставки к потребителю.

Поэтому в последнее время все большую популярность, несмотря на видимое усложнение процесса (необходимость последующей газификации), приобретает транспортирование ПРВ в жидком виде.

Рентабельность перевозки ПРВ в жидком виде в 25-40 раз превышает рентабельность перевозок сжатых газов в баллонах.

Для транспортирования ПРВ в жидком виде и последующей газификации у потребителя в Советском Союзе был создан параметрический ряд газификационных установок высокого давления, выпускаемых на предприятии «Кислородмаш» (Одесса). ОАО «Сибкриотехника» изготовляло и поставляло для комплектования этих изделий криогенные резервуары РК- 2/0,25 и ТРЖК-5М. С распадом Советского Союза и разрушением экономических связей на российском рынке криогенного оборудования возникла потребность в изделиях такого типа собственного производства.

В связи с этим ОАО «Сибкриотехника» в 1992 г. была создана передвижная газификационная установка высокого давления ГУ-2/20-П вместимостью 2 м3, размещаемая на автошасси марки ЗИЛ-431410.

Работа с потребителями выявила необходимость создания газификационной установки большей вместимости. Поэтому в 2000 г. предприятие приступило к разработке установки ГУ-5/20-П (см. рисунок), а затем в 2001 г. - ГУ-5/40-П.

 

Рис. 1

 

В таблице представлены технические характеристики установок ОАО «Сибкриотехника» в сравнении с характеристиками одесской установки АГУ-8К.

 

Таблица. Технические характеристики передвижных газификационных установок высокого давления

Параметр

ГУ-2/20-П

ГУ-5/20-П

АГУ-8К

Транспортная база

ЗИЛ 431410

КамАЗ-53215

КрАЗ-250

Вместимость резервуара для криопродукта, м3

2

5,6

5,6

Наибольшая масса ПРВ, заливаемого в резервуар, кг: кислород

2100

6000

6000

азот

1500

4200

4200

аргон

2600

7200

6000

Средняя производительность,

 

 

 

нм3/ч:

 

 

 

по кислороду

350

465

460

по аргону

350

460

455

по азоту

280

384

375

Пределы регулирования производительности, %

70-100

40-100

46-100

Максимальное давление

 

 

 

газообразного продукта, МПа (кгс/см2)

19,6 (200)

19,6 (200)

21,6 (220)

Потребляемая мощность, кВт, не более

60

90

91

Габаритные размеры, мм, не более:

 

 

 

длина

6800

8505

9820

ширина

2460

2500

2650

высота

2750

3600

3770

Масса установки (без заполнения продуктом), кг, не более

7300

11400

14000

 

Новые газификационные установки ГУ-5/20-П и ГУ-5/40-П имеют ряд преимуществ перед ГУ-2/20-П. Так, например, они смонтированы на автошасси КамАЗ лучшей проходимости (что крайне важно в условиях бездорожья) и большей грузоподъемности. Последнее позволило увеличить количество перевозимого за один раз ПРВ, а также разместить в непосредственной близости от резервуара помещение для оператора, что при низких температурах улучшает условия труда обслуживающего персонала и продляет срок службы НСГ, КИП, арматуры и прочего оборудования.

Использование отработанных в производстве серийно выпускаемых изделий позволило удешевить установку, обеспечить надежность в эксплуатации.

С целью дальнейшего улучшения технических характеристик и расширения возможностей применения установки в настоящее время проводятся работы по модернизации, итогом которых станет появление модификации ГУ-5/20-ПМ, отличающейся сниженным энергопотреблением благодаря применению «холодного» испарителя, использующего тепло окружающей среды, а также шасси КамАЗ-53229 повышенной грузоподъемности.

В состав этой установки также будет включен резервуар с наружным кожухом из конструкционной стали, который будет устанавливаться непосредственно на шасси автомобиля.

Таким образом, научно-технический потенциал ОАО «Сибкриотехника» позволил разработать и освоить производство параметрического ряда передвижных газификационных установок высокого давления, не выпускавшихся ранее. Установки отличаются высоким техническим уровнем, высокой степенью эксплуатационной готовности и ремонтопригодностью, большим сроком службы. Постоянная работа, направленная на улучшение качества изготовления и условий работы персонала, повышает конкурентоспособность изделий производства ОАО «Сибкриотехника», а мероприятия по совершенствованию технических характеристик, упрощению и удешевлению конструкции позволят в ближайшее время довести изделия данного класса до уровня, не уступающего лучшим мировым аналогам.

×

About the authors

Yu. I. Shchelkonogov

OOO Scientific and Technical Center "Cryogenic Technology"

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Omsk

L. M. Kels

OOO Scientific and Technical Center "Cryogenic Technology"

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Omsk

G. A. Kanchuga

OOO Scientific and Technical Center "Cryogenic Technology"

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Omsk

A. A. Alekseev

OOO Scientific and Technical Center "Cryogenic Technology"

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Omsk

N. P. Vlasenko

OOO Scientific and Technical Center "Cryogenic Technology"

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Omsk

N. A. Krivobok

OOO Scientific and Technical Center "Cryogenic Technology"

Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, Omsk

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (4MB)

Copyright (c) 2003 Shchelkonogov Y.I., Kels L.M., Kanchuga G.A., Alekseev A.A., Vlasenko N.P., Krivobok N.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies